...Читать далее
В выходные я дочитала потрясающую книгу Гиллиан Флинн «Острые предметы». Роман анонсирован как триллер или детектив, но для меня это прекрасная литературная иллюстрация синдрома Мюнхаузена прокси . У Флинн потрясающе описаны деструктивные отношения в системе «мать- дочь»; это конфликт между «убивающей»(в буквальном смысле) матерью Адорой Креллинг и её дочерями Камиллой и Эммой, склонными к психическим расстройствам. Адора страдает делегированным синдромом Мюнхаузена, Камилла с 13 лет вырезает на своей коже слова, Эмма убивает тех, кто, по её мнению, претендует на внимание и заботу матери. Меня очень увлекло чтение романа, так хорошо были прописаны психологические портреты этих женщин. Делегированный синдром Мюнхаузена – психологическое расстройство, при котором человек воображает у других проблемы со здоровьем и идёт на фальсификации, чтобы ему поверили. В «Острых предметах» Адора залечивает всех трёх своих дочерей (а одну из них, Мэриан, убивает), она даёт своим детям различные лекарственные препараты, которые вызывают у них температуру, рвоту, спазмы и обмороки. Люди, страдающие этим синдромом, всегда производят внешне положительное впечатление. «Вы ангел, каждому бы ребенку такую мать», - сказал лечащий врач Мэриан Адоре. Такие родители на людях демонстрируют любовь и заботу о детях, зачастую их воспринимают как «идеальных», но за благополучным внешним фасадом скрываются невероятно разрушительные отношения.
Что становится их причиной? Как правило, это трансгенерационная травма, то есть травма, которая на протяжение нескольких поколений передаётся от матери к дочери. С каждым следующем поколением такой конфликт становится все сильнее и вредоносней. Холодная, отстранённая мать не испытывает интереса к дочери, или испытывает интерес только в той ситуации, когда дочери плохо. Дочь, с одной стороны, испытывает очень сильную враждебность по отношению к матери, а с другой пытается заслужить её внимание и одобрение. В такой системе невероятно много гнева, как подавленного, так и проявляющегося в конкретных действиях. Камилла режет себя более 15 лет, её младшая сестра Эмма становится серийным убийцей; и обе они хотят, чтобы мама проявила заботу и любовь о них. Даже зная, что Адора не лечит их, а травит, они беспрекословно принимают «лекарства» из её рук. Адора яркий пример матери, маскирующей свои истинные деструктивные намерения (жестокость, отвержение, агрессию) под маской любви и ухода. Убивающие матери проявляют доминирующую гиперопеку, постоянную тревожность за ребенка, особенно за его здоровье; интересуются детьми, только если что-то случилось; жестокость мотивируют заботой.
Взаимоотношения между такой матерью и дочерью невероятно патогенны, и, если говорить о терапии таких клиентов, то много времени уделяется проработке именно травмы отношений.