Найти тему
Музей AZ

Кто такие художники-нонконформисты?

В конце 1950-х годов в России возникает новое направление в искусстве, для обозначения которого используют различные термины и понятия. Чаще всего его называют «неофициальным искусством» или «нон-конформистким», тем самым подчеркинвая принципиальное отличие от признанного властями социалистического реализма. Реже — «вторым русским авангардом».

Лидия Мастеркова. Композиция. 1962. Музей AZ
Лидия Мастеркова. Композиция. 1962. Музей AZ

Анатолий Зверев, его друзья и соратники — художники Дмитрий Плавинский, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Дмитрий Краснопевцев, Оскар Рабин, Юло Соостер — создавали свои собственные философские и художественные вселенные. Каждый из вышеперечисленных не признавался советской властью и никогда не имел государственных заказов и привилегий, каждый из них искал и находил свой путь в искусстве, предлагая новую систему художественных образов. Они принадлежали к различным направлениям и стилям, но их объединяла идеея свободного творчества.

Они находились в вынужденной изоляции от мировой арт-сцены, однако их новаторский пафос и энергия поиска не могли остаться без внимания — в том числе и государства. Так, в 1962 году Никита Хрущев гневно и примитивно осудил работы художников, которые были выставлены в Манеже на выставке МОСХа, а позже, в 1974 году, прошла печально известная уличная «бульдозерная выставка», разогнанная и раздавленная бульдозерами и поливальными машинами по приказу властей.

Участники Бульдозерной выставки
Участники Бульдозерной выставки

Поэт, писатель и художник Владимир Алейников вспоминает: «Не смотря на все сложности того времени, это был необычайно яркий период для моих товарищей по искусству. Что было главным в эти годы? Это было всеобщее "горение". Я сейчас вспоминаю — в каких условиях все это искусство создавалось? Буквально "на коленке" — Зверев рисовал в гостях, Яковлев — в дурдоме. Эти художники — абсолютные герои. Каждый из них — легенда. И сейчас, с каждым годом все больше проявляется и укрупняется эта художническая братия».

Сегодня работы художников-нонконформистов составляют золотые фонды ведущих музеев России и мира — от Третьяковской галереи до Русского музея, от МОМА в Нью Йорке до Центра Помпиду в Париже.

Их искусство часто сравнивают с русским авангардом 1910-1920-х. О наследовании традици авангарда и новизне искусства нонконформистов рассуждает один из ведущих специалистов в этой области Андрей Сарабьянов: «Россия — страна контрастов. Это качество определило и основную характеристику искусства ХХ века, когда место "под солнцем", то есть рядом с властью, занимали то традиционное академическое (в более широком представлении — реалистическое), то разрушающее традиции новое (но не отрицающее фигуративность) искусство.

Метаморфозы определяют это время. Яркий пример — авангард. До революции он был маргинальным явлением, совершенно незамеченным современниками. Сразу же после революции стал востребован советской властью. Но как только у большевиков "руки дошли" до культуры, ситуация поменялась на противоположную — авангардисты были изгнаны со всех постов и должностей, а Отдел Изо Наркомпроса со Штеренбергом во главе закрыт (1920). Альянс авангарда с властью длился менее трёх лет. Затем авангард был забыт совершенно, никакого присутствия в художественном пространстве он не оставил. Сталин умер в 1953-м. Страна хоронила вождя и плакала. На самом деле она хоронила не только вождя, но и целую эпоху. Не стало одного человека и пошатнулась и стала рушиться целая политическая система. Новая эпоха началась не сразу. 1956 год и ХХ съезд. Знаменитая речь Хрущёва о культе личности. Общество отреагировало мгновенно. Правильно это время называют "оттепелью". Когда весной тает снег и оживает природный мир — так и тогда ростки нового сознания, нового мировоззрения, новой свободы стали пробиваться повсеместно. Появилась надежда на будущее, открылись невозможные ранее возможности, строились планы. В искусстве забурлила новая жизнь.

Ветер перемен остановить невозможно. Отдельные дуновения просачивались даже сквозь железный занавес и образовывали своё собственное воздушное течение. В период оттепели оно уже набралось силы и задувало мощным потоком.

-3

Именно из этого потока возникло новое направление в искусстве, которое ещё не исследовано в достаточной степени. Сравнение с классическим авангардом даёт интересные результаты и демонстрирует несомненное сходство. У авангардистов — полная маргинальность на ранних этапах, дальше издевательств общественное внимание не распространяется. Чтобы заставить о себе говорить, нужно применять радикальные методы. Скандальные выставки, общественный эпатаж с участием полицейских приставов и так далее. У шестидесятников почти тот же набор средств — "квартирные" выставки, участие милиции и прочих репрессивных органов, уничтожение произведений с помощью бульдозеров.

C точки зрения стилистической будет справедливым сказать, что авангардные традиции шестидесятники унаследовали в большей степени у европейского, чем у русского авангарда. Когда они начинали, русский авангард ещё был спрятан по запасникам, а западный — доступен в книгах и альбомах, привозимых из Европы. Но когда, наконец, дошла очередь и до русского авангарда, то с ним обнаружилось стилистическое родство, и даже в большей степени, чем с европейским.

Чтобы понять шестидесятников, — нужно прочувствовать новизну их внутреннего горения, которое сохранялось, чтобы в один момент вспыхнуть новым огнём. Запреты только усиливали внутренний огонь. Они почувствовали себя поколением, которому всё доступно и всё возможно. Они почувствовали свою самоценность.

Франциско Инфанте. Проект системы «Плод». 1971. Музей AZ
Франциско Инфанте. Проект системы «Плод». 1971. Музей AZ

Сегодня становится всё яснее, что русское искусство ХХ века находилось в орбите европейского модернизма. Европоцентризм — как неотъемлемая и составная часть русского искусства — или был стилевой доминантой, или, напротив, вызывал бурное неприятие, но присутствовал постоянно. И никакие железные занавесы и политические противостояния не в силах изменить этой направленности русского искусства».

В 2016 году арт-директором Музея AZ Полиной Лобачевской был предложен еще один термин, который тут же вошел в художественный «обиход» — «Советский Ренессанс». Это словосечетание было позаимствовано у художника Дмитрия Плавинского, который, вспоминая об искусстве этого времени, восклицал — «Это был настоящий Ренессанс в пределах Садового кольца!» И, через много лет ему отвечает коллекционер Михаил Алшибая — «Есть парадокс в этом названии — "Советский Ренессанс". Ведь это был антисоветский Ренессанс! Все они были подлинными художниками, которые своим искусством протестовали против того, чтобы искусство было орудием пропаганды».