Найти тему

О чем 3-я благодарственная молитва по Святом Причащении?

Оглавление

В последовании благодарственных молитв по Святом Причащении третья молитва предписывается преподобному Симеону Метафрасту (вторая половина X века). Один из самых известных византийских гимнографов своего времени. Симеон Метафраст известен собранной им по поручению императора коллекцией житий святых (несколько сотен), причем он не ограничился одним собранием древних сказаний, а пересказал или переложил их.

Отсюда его название Метафраст – пересказчик (от греч. μεταφράξειν – пересказывать, перелагать).

Источник: nikolsky.by
Источник: nikolsky.by

Предлагаем читателям богословско-филологический анализ третьей благодарственной молитвы.

Приведем текст на церковнославянском языке: Давый пищу мне плоть Твою волею, огнь сый и опаляяй недостойныя, да не опалиши мене, Содетелю мой, паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя от всякаго дела и слова душетленнаго. Очисти и омый, и украси мя, удобри, вразуми, и просвети мя. Покажи мя Твое селение единаго Духа, и не ктому селение греха. Да яко Твоего дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть. Молитвенники Тебе приношу вся святыя, чиноначалия же безплотных, Предтечу Твоего, премудрыя Апостолы, к сим же Твою нескверную чистую Матерь, ихже мольбы Благоутробне приими, Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ты бо еси освящение и единый наших, Блаже, душ и светлость, и Тебе лепоподобно, яко Богу и Владыце, славу вси возсылаем на всяк день.

Плоть Твоя – пища и огонь, опаляющий недостойных

Господь Иисус Христос на Тайной вечере, взяв в руки хлеб и вино, сказал: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6:55).

Таким образом, плоть Спасителя является пищей, но пищей не тленной, а пищей, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6:27). В одно и то же время плоть Спасителя является как необходимой пищей, так и огнем, опаляющим недостойных. Это значит, по слову апостола Павла, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1Кор. 11:29). Толковая Библия поясняет: «недостойно», т. е. без всякого благодарного воспоминания о страданиях Христовых, без подобающего благоговения». И в молитве мы просим не опалиши мене, Содетелю мой, поскольку понимаем, что достойным быть никто никогда не сможет, но уповая на милость Его, причащаемся Святых Христовых Тайн.

Источник: www.pravmir.ru
Источник: www.pravmir.ru

Пройди в уды, попали терние, освяти помышления

Для некоторых верующих, читающих слова: пройди во уды моя, может показаться непонятным слово уды. Прот. Григорий Дьяченко переводит его, как «члены телесные» от слова μέλος – в первом своем значении «часть тела». Верующий молится, чтобы Бог вошел во все части тела своего, «во все суставы, в сердце, во все глубины».

Примечательно также словосочетание попали терние, где терние – «колючка» или «всякое колючее растение». В буквальном смысле непонятен смысл. Надо вникнуть в контекст употребления этого слова: попали терние всех моих прегрешений. Грехи, в которых мы повинны, как колючки облепили все тело и душу и молящийся просит: «Сожги терние всех моих грехов».

Освяти помышления не нуждается в тщательном пояснении. Человек в силу грехопадения тяготеет больше ко злу, поэтому и мысли имеют часто темную подоплеку, которая может перерасти в действие.

Поэтому в молитве и просится об освящении темных или злых помыслов.

Чувств просвети простую пятерицу, спригвозди страху Твоему

Примечательным является слово пятерица. Значение такое – «тоже, что и пятерка, пять», «пять чувств: зрение, слух и т.д.». В современных молитвословах часто опускают это слово: «все чувства просвети» – из-за того, что пятерица является старославянизмом (церковнославянизмом) и сейчас не употребляется .

Если буквально толковать спригвоздить страху, получится следующее: всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Это не слишком понятно. Есть более подходящий вариант – «в благоговении пред Тобою утверди меня», ибо страх в данном контексте – это не столько боязнь перед Богом, а именно «благоговение», поскольку речь идет о благодарении Спасителя о Причастии Святых Христовых Тайн перед Которыми необходимо верующему иметь необычайное благоговение.

Удобри меня

Слово удобри сейчас используется, когда речь идет о сельском хозяйстве. Удобрение, связанное с этим глаголом, помогает растениям, саженцам хорошо плодоносить, расти.

Источник: vyksavkurse.ru
Источник: vyksavkurse.ru

С человеком та же ситуация. В молитве мы просим духовного удобрения, чтобы стать лучше. Иными словами, мы молимся, чтобы Господь совершенствовал нас.

Селение Духа

В молитве говорится о селении Духа. Мы помним о словах Спасителя в Евангелии: Дух дышит, где хочет (Ин. 3:8). И поэтому в молитве поднята тема селения или жилища для Святого Духа. Мы просим, чтобы Господь удостоил нас быть этим жилищем: Покажи мя Твое селение единаго Духа, поскольку в Причастии мы соединяемся с Богом. Иными словами, «удостой меня стать храмом Твоего Святого Духа и уже не жилищем греха».

Став храмом Святого Духа «всякая страсть и всякое злодейство бегут от человека как от огня».

Призываю в помощники себе всех святых

В конце благодарственной молитвы молящийся, подытоживая все выше сказанное, призывает или представляет себе в молитвенники всех святых, а также наиболее значимых: чиноначальников бесплотных сил, святого пророка и Предтечи Господня Иоанна, премудрых апостолов и непорочную чистую Матерь Господа и просит принять их молитвы. Церковь во все времена учит, что молитва святых перед Всевышним может все изменить, и таких случаев, описанных, например, в житиях святых, величайшее множество.

Как и во всем последовании главная тема третьей молитвы преподобного Симеона Метафраста – благодарность Богу за возможность соединиться с Ним в Таинстве Причастия Святых Христовых Тайн, поскольку это заповедано Самим Иисусом Христом на Тайной вечере. И это Таинство является самым главным делом в жизни любого христианина, а благодарственные молитвы помогают правильно возблагодарить и воспеть необычайную радость единения с Иисусом Христом и с Церковью.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #православные святые #молитва #православный молитвослов #благодарственные молитвы

Текст подготовил Иван Старунов.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»