(предыдущая статья здесь)
Может возникнуть следующий вопрос: если бы на месте имама Хасана (мир ему) был бы повелитель правоверных Али, то он бы заключил бы мир? Потому что Али (мир ему) говорил: «Я не буду терпеть даже дня правления Муавии».
Почему же так случилось, что имам Хасан (мир ему) согласился на правление Муавии?
В качестве ответа мы скажем, что на вопрос «если бы повелитель правоверных Али был на месте имама Хасана, то стал бы заключать мир?», нельзя отвечать таким образом. Да, и Али (мир ему), если бы находился в условиях, в которых был имам Хасан (мир ему), если бы была угроза, что его убьют в должности халифа, то он заключил бы мир. Однако мы знаем, что Али (мир ему) находился в условиях, которые отличались от условий имама Хасана (мир ему). То есть противоречия возникли в конце правления повелителя правоверных Али (мир ему). Поэтому битва при Сиффине было войной, которая вела к продвижению вперед. Если бы среди них не было хариджитов, то несомненно повелитель правоверных Али (мир ему) одержал победу. Это не оспаривается.
Что же касается вопроса, почему повелитель правоверных Али (мир ему) не был готов терпеть даже одного дня правления Муавии, а имам Хасан (мир ему) согласился, то здесь происходит смешение двух разных вещей. Али (мир ему) не был согласен даже дня жить при Муавии, в случае если бы он стал следующим халифом, который бы дал должность и ему. Однако имам Хасан (мир ему) хочет поставить Муавию не халифом вместо себя, а устраниться самому.
Мир имама Хасана (мир ему) это было уход в сторону, а не установление новой власти... В этом соглашении даже не упоминалось слово «халифат», не говорилось о «повелителе правоверных», не сообщалось о халифе, который является наместником Посланника Аллаха (С). Речь идет о том, что мы отстраняемся (от ситуации), ответственность за дело ложится на него. Однако он, будучи не достойным этого дела, взялся сделать это дело правильно. Это произошло с условием, что это дело будет выполнено правильно. В таком случае эти двое сильно различаются. Повелитель правоверных Али (мир ему) сказал, что не согласен на то, чтобы кто-то подобный был вместо меня и был моим представителем. На такие вещи не был согласен и имам Хасан (мир ему), поэтому подобных вещей не было среди условий мира.
Возникает следующий вопрос: оставил ли повелитель правоверных Али (мир ему) завещание о том, как имам Хасан (мир ему) должен относиться к Муавие?
В качестве ответа мы скажем следующее: я не помню и не встречал до сегодняшнего дня, чтобы в завещаниях повелителя правоверных Али (мир ему) было что-то об этом, однако ситуация предельно ясна. Даже несмотря на то, что сведений об этом не осталось в исторических источниках, все ясно. Повелитель правоверных до конца был сторонником войны с Муавией. Даже под конец правления, когда вокруг повелителя правоверных Али (мир ему) была смута, его больше всего беспокоил Муавия.
Имам Али в действительности верил, что Муавию следует устранить с помощью войны. Мученическая смерть имама Али (мир ему) стала преградой для новой войны с Муавией.
В знаменитой проповеди из «Нахджу'ль-Балага» Али призывает людей к джихаду, затем вспоминает о своих преданных сподвижниках, которые были убиты при Сиффине и говорит следующее: «Где мои братья, которые шли верным путем и были на стороне истины? Где Аммар? Где Ибн Тейхан? Где Зу'ш-Шахадатайн (Хузайма бин Сабит аль-Ансари)?» Затем имам заплакал. Он произнес эту проповедь во время пятничной молитвы и призвал людей перейти к действиям. Однако пишут, что он не дожил до следующей пятницы, мученический погиб от удара (мечом).
Поначалу имам Хасан (мир ему) был настроен на войну с Муавией, однако, увидев, как себя ведут предводители его сподвижников, что они не готовы, а также обратив внимание на внутренние противоречия решил отказаться от войны и заключить мир. Т.е. имам Хасан (мир ему) увидел, что эта война не принесет ничего, кроме позора, и участие этих людей в войне будет лишь унижением. В Сабате его же сподвижники ранили его копьями в ногу.
Одним из самых важных завоеваний движения имама Хусейна (мир ему) заключалось в том, что в результате всех тягот и трудностей, обрушившихся на нашего Господина, образовалось крепкое ядро людей, обладающих сильной верой. В источниках не известно ни одного случая, чтобы из них кто-то перебежал на сторону вражеской армии. Наоборот сообщается, что большая группа из вражеской армии в день Ашуры перешла на их сторону. То есть из сподвижников имама Хусейна (мир ему) за исключением одного (или двух) людей никто не проявил слабость. Этот человек был Заххак бин Абдуллах Машрики.
Заххак с самого начала пути сказал имаму Хусейну (мир ему) следующее: «Я буду вместе с вами до тех пор, пока мое нахождение будет иметь пользу для вашей защиты. Однако, когда я пойму, что я не могу вам оказать вам малейшую помощь, то покину вас. Я буду с вами с таким условием».
Заххак согласился отправиться вместе с имамом Хусейном (мир ему) с этим условием. Он был с ним до Ашуры, до последних дней его жизни. Затем он пришел к имаму Хусейну (мир ему) и сказал: "Я могу вас покинуть в соответствии с уговором. Потому что я чувствую, что больше не могу быть полезен вам". Имам (мир ему) ответил: "Если хочешь уходить, уходи». У Заххака был быстроходный рысак. Он вскочил на коня, несколько раз ударил его плетью. Его окружили. Он выбрал одну точку. И неожиданно, ударив по шпорам, устремился на врага. Но он бросился на врага не чтобы атаковать, а чтобы проскочить через вражескую армию. Он проскочил врага. И за ним в погоню направилась группа всадников. Когда его уже почти настигли, неожиданно среди преследовавших оказался его знакомый. Он сказал: «Не трогайте его, он не хочет воевать, он хочет сбежать». После этого преследователи оставили его. Больше никто, кроме него не проявил слабость.
Но сподвижники имама Хасана (мир ему) проявили слабость, оскандалились. (Если бы имам Хасан (мир ему) не заключил бы мира), то его бы убили его же сподвижники, запятнав себя позором. Поэтому между ними есть различие.
Целью и настроем повелителя правоверных Али (мир ему) было также продолжение войны, имам Хасан (мир ему) также поначалу был настроен на войну, однако, то, что он увидел в поведении куфийцев, помешало ему продолжить войну. Даже, когда немногочисленное число откликнувшихся вышло из города, имам Хасан (мир ему) приказал им выдвигаться в Нухайл. Сам же он выступил с проповедью и призвал людей иди на войну. Когда имам (мир ему) обратился с проповедью никто не откликнулся. После этого вскочил Удай бин Хатам и обрушился с критикой на людей. Затем он сказал: «Я выхожу». Когда Удай и 1000 его сторонников выступили в поход, то к нему присоединились и другие. Затем в Нухайл выступил и имам Хасан (мир ему). Он пробыл там 10 дней. Однако собралось лишь 4 тысячи человек. Имам (мир ему) вновь обратился к людям и призвал собраться. В этот раз пришла более многочисленная группа. Однако они уже там проявили слабость. Одной группе дали денег и вечером они уже сбежали. Еще одна группа ушла по другим причинам, другая нашла еще причины. После этого имам (мир ему) убедился, что больше нет поддержки среди людей на продолжение войны и их не убедить с помощью призывов к гордости (и в этих условиях он предпочел мир войне).
(продолжение следует)
Статья подготовлена с использованием переводов трудов Проф. Др. Хайдара Баша