Найти тему

Причины, побудившие Имама Хусейна (мир ему) поднять восстание и сравнение их с условиями в эпоху Имама Хасана (мир ему)

(продолжение, предыдущая статья здесь)

"В Исламе только один путь и это путь Ахли Бейт" (Хайдар Баш)
"В Исламе только один путь и это путь Ахли Бейт" (Хайдар Баш)

Условия, в которых находился имам Хасан и имам Хусейн (мир им), сильно различались между собой.

В восстании имама Хусейна (мир ему) сыграло три фактора. Если мы рассмотрим каждый из трех этих факторов, то поймем, насколько отличалось это время от эпохи имама Хасана (мир ему).

Первый фактор, который побудил имама Хусейна (мир ему) поднять восстание следующий: «Тираническая власть потребовала от имама Хусейна (мир ему) принести присягу. "Крепко держите Хусейна, не давайте ему никакой возможности, он обязательно должен присягнуть», - говорили они. Они хотели, чтобы имам Хусейн (мир ему) принес присягу. Ответом имама Хусейна (мир ему) стали слова: «Нет, я не буду присягать».

Он дал отрицательный ответ и не стал присягать. А в то время, что имам Хасан? Когда он захотел заключить мир с Муавией, то разве Муавия потребовал от имама Хасана принести присягу словами «Приди и присягни»? (Присяга означает признание халифа). Нет, наоборот один из пунктов мирного соглашения гласил, что от него не будут требовать присяги. Также ни один историк не зафиксировал, что к Муавии с присягой пришли имам Хасан (мир ему) или родственники имама Хасана, то есть Хусейн, его братья, сподвижники. Ни при каких условиях о присяге речь не шла. Поэтому к жесткому противостоянию имама Хусейна (мир ему) побудило требование принести присягу. Однако от имама Хасана (мир ему) ничего такого не требовалось.

Второй фактор, который стал причиной восстания имама Хусейна (мир ему), стали обращения куфийцев к имаму (мир ему) и утверждение, что Куфа готова к восстанию. Куфийцы на протяжении 20 лет вкушали правление Муавии, при Муавии они пережили множество мучений и притеснений, они долго терпели, их терпение истощилось.

И мы даже видим, что некоторые (подобно автору труда «Шахид-и Джавид») действительно считали, что почва в Куфе подготовлена на 100 процентов и верили, что неожиданные события поменяют положение. Куфийцы написали и отправили имаму Хусейну (мир ему) 18 тысяч писем, и таким образом давали понять, что полностью готовы к действиям.

Что же касается имама Хусейна (мир ему), то каждый о причине, почему куфийцы не пришли на помощь, даст ответ: «Значит почва не была достаточно подготовлена». Однако с точки зрения истории, если бы имам Хусейн (мир ему) не откликнулся на те письма, то был бы подвернут в дальнейшем осуждению. Все бы говорили, что он упустил прекрасную возможность.

В то же время во время имама Хасана (мир ему) ситуация в Куфе была противоположной. Была Куфа уставшая и беспокойная, растерянная и мятежная, Куфа, в которой развились тысячи взглядов и точек зрений. Ситуация настолько далеко зашла, что повелитель правоверных Али (мир ему) в последние дни своего наместничества (халифата) постоянно расстраивался из-за неподготовленности людей и периодически произносил следующие слова: «О, Аллах! Забери меня от этих людей, для того, чтобы они поняли ценность моего правления, пошли им правителя, которого они достойны».

Объявление жителями имаму Хусейну (мир ему), что Куфа готова к его приходу, означало, что он завершил своего качество довода Аллаха (худжджат). Но некоторые пытаются говорить, что Куфа действительно была готова, и имам Хусейн (мир ему) будто бы возлагал надежды на Куфу. Нет, имам Хусейн (мир ему) завершил свое качество довода очень интересным образом. Даже если почва не была готова, то он не мог не видеть эту ситуацию и завершение его довода. В то же время имам Хасан (мир ему) был в подобном же положении? Нет, в этом смысле довод имама Хасана (мир ему) не был завершен, ситуация была обратной. То есть куфийцы показали, что они не готовы.

Ситуация внутри Куфы была настолько испорченной, что имам Хасан (мир ему) старался избегать некоторых куфийцев, и когда он выходил на улицу (даже когда приходил на молитву), то под одежду надевал кольчугу. Потому что было множество хариджитов и подхалимов, которые кормились от Муавии и была угроза его убийства. Когда имам Хасан (мир ему) был на молитве, в него пустили стрелу. Однако, благодаря тому, что под одеждой имама был доспех, то стрела не причинила вреда. В противном случае имама застрелили бы прямо на молитве.

Поэтому в результате приглашения жителей Куфы довод имама Хусейна (мир ему) был завершен (поскольку довод был завершен, то следовало дать положительный ответ). Однако положение у имама Хасана (мир ему) было противоположным. Куфийцы будто сами объявили, что не готовы.

Третьим фактором, который побудил имама Хусейна (мир ему) к восстанию, был призыв к добру и воспрепятствование злу. То есть даже если бы от имама Хусейна (мир ему) не потребовали присягу, и он не присягнул, а также в случае, если бы куфийцы не позвали его и не завершился бы довод имама, и он не ответил положительно, то даже в этом случае имам Хусейн (мир ему) должен был поднять восстание.

То есть, даже если бы от имама Хусейна (мир ему) не потребовали присягу и его не пригласили жители Куфы, то он обязательно должен был выступить против. В чем же вопрос? Призывать к добру и препятствовать злу. С первого дня, как халифат перешел в руки Муавии, все, что он делал на протяжении 20 лет, все противоречило Исламу. Он был правителем, угнетающим и притесняющим. Все увидели его несправедливость и тиранию и до сих пор видят ее. Он изменил повеления Ислама, лишил мусульман выплат из казны (Бейт’уль мал), пролил кровь уважаемых людей, он делал то и другое. А также совершил самый большой грех, насильно оставив после себя в качестве наследника престола своего сына Йазида, который пил вино, увлекался азартным играми, играл с собаками и обезьянами. Этому следовало противостоять.

Потому что Посланник Аллаха (С) повелел так: "Если кто-то увидит несправедливого правителя, который делает запрещенное Аллахом разрешенным, нарушает клятву, противоречит сунне Посланника Аллаха, распространяет нечестие и угнетает людей, и не выступит против него действием и словом, то в этом случае Аллах имеет право бросить его в ад вместе с тем правителем-тираном. Знайте, что люди, подобные этим, считают необходимым проявлять покорность сатане»[1].

Тот, кто, увидев такого несправедливого правителя, обладающего вышеуказанным качествами, не станет противодействовать ему делом или словом, то совершит такой грех, что у Аллаха будет право подвергнуть того человека тому же наказанию, что и несправедливого правителя.

Нет сомнений, что в эпоху Муавии сложилось такое положение. Имам Хасан (мир ему) имел прекрасное представление о истинной природе Муавии. Однако в эпоху правления имама Али (мир ему) Муавия говорил, что требует лишь возмещения за кровь Османа.

Теперь же он говорил, что готов на 100 процентов следовать книге Аллаха, сунне Посланника Аллаха и сунне праведных халифов.

Он говорил, что после себя не будет назначать халифа. И даже говорил, что после себя поставит халифом Хасана бин Али, а после него Хусейна бин Али (хотя он оспаривал их право). Единственно, что он просил, чтобы дела передали ему (в тексте соглашения проходила фраза «повеление о передачи»), то есть передать ему ведение дел. То есть он заявил, что пусть мне передадут дела, и я буду соблюдать эти условия.

Он прислал подписанный им пустой лист и сказал: «Пусть Хасан бин Али напишет здесь свои требования, я все их приму. У меня нет другой цели, как получить в свое ведение дела, я выполню все повеления религии Ислам». Кроме того, у этих событий не было прошлого, то есть люди еще не испытали на себе правления Муавии и его приближенных.

Теперь давайте представим, что события пошли следующим образом: Муавия приходит и предлагает имаму Хасану (мир ему) подписанный им пустой лист бумаги и призывает: «Ты отойди в сторону, тебе зачем нужен халифат? Разве не для того, чтобы привести в действие приказы Ислама? Все что ты хочешь привести в действие, сделаю я. Однако есть проблема - кто будет воплощать в жизнь повеления книги Аллаха и сунны Посланника Аллаха - ты или я? Ты хочешь начать кровавую войну только из-за того, чтобы самому воплотить это?». Допустим, Имам Хасан (мир ему) в этих условиях не оставляет миссию и продолжает войну, и тогда бы война продлилась бы 2–3 года и погибли десятки тысяч человек. Это было бы правильным? Были бы разрушения и в итоге имама Хасана (мир ему) убили бы. И тогда бы в современных исторических книгах имама Хасана (мир ему) осудили и разве не написали бы, что «в этих условиях необходимо было заключать мир. Посланник Аллаха (С) во многих случаях заключал мир. Человек в таких условиях должен заключать мир». (Да, если бы мы были в те времена, то сказали бы имаму Хасану): «Разве Муавия не хочет править сам, самолично заправлять делами? В таком случае, пусть он правит. Он же не просит от тебя признать его халифом, звать его "повелитель правоверных" или присягнуть ему (в источниках пишут: Муавии было сказано, пусть он не ждет, что имам Хасан (мир ему) будет обращаться к нему словами «повелитель правоверных»). Даже более того, если ты думаешь, что «жизнь сторонников Ахли Бейт в опасности», то он обещал: «Все сторонники твоего отца Али будут в безопасности и под защитой. Я забыл всю ненависть, которую питал к ним после Сиффина».

Если же ты говоришь, что не хочешь, чтобы ты и твои последователи не имели проблем с материальным достатком, то он предлагал (под этим он подписался): «Я готов оставить под твоим управлением определенную часть страны, освободить ее от налогов, чтобы ты, твои сторонники и родственники не чувствовали материальных затруднений и жили в комфортных условиях».

Если бы имам Хасан (мир ему) не согласился бы на эти условия мира, разве он не предстал перед судом истории? Муавия потерял себя, поэтому принял все условия. И это привело лишь к политической победе Муавии. Он показал, что на 100 процентов является политиком, и ни в чем не разбирается, кроме политики. Потому что, как только он сел на трон халифата и получил власть, то нарушил все пункты соглашения.

Он показал себя хитрецом, не выполнил ни одного пункта договоренности. И когда он прибыл в Куфу, то заявил следующее: «О, куфийцы! Я не воевал в прошлом с вами для того, чтобы вы выполняли молитву, держали пост, совершали паломничество и выплачивали закят. Я воевал с вами ради власти над вами».

Когда же он понял, что проговорился и обозначил свои истинные намерения, то сказал: «Эти вещи вы должны выполнять сами, я не буду настаивать на этом и принуждать вас».

Муавия согласился, что после себя халифат передаст Хасану бин Али, а от него власть перейдет к Хусейну бин Али. Однако после того, как он сел на трон халифата и спустя 7-8 лет он начал обсуждать передачу трона Йазиду. Несмотря на то, что в соглашении было указано, что сторонники Али не будут преследоваться, они подверглись сильным гонениям и по отношению к ним начала расти ненависть.

Действительно, какая разница есть между Муавией и Османом с точки зрения прихода к власти? Разницы почти нет. Однако Осман частично среди мусульман (за исключением сторонников Ахли Бейт) сохранил звание одного из праведных халифов, но в то же время у него были некоторые ошибки. Но Муавия прежде всего известен как хитрый политик.

Если же говорить в целом, то согласно мнению исламских богословов и правоведов, Муавия и его преемники потеряли право носить звания наместников (халиф) Посланника Аллаха (С), призванные претворять в жизнь повеления Ислама, и стали обычными царями и монархами. Однако сегодня противники имама Хасана (мир ему) осуждают и обсуждают его за то, что он принял те условия.

Таким образом, когда мы сравниваем положение имама Хасана и имама Хусейна (мир им), то понимаем, что это абсолютно разные и несравнимые ситуации.

Последнее, что хотелось бы сказать — это то, что имам Хусейн (мир ему) был обладателем очень ясного ума и логики, а также острого меча. О чем речь? "Кто увидит правителя-тирана, который сделал запретное Аллахом разрешенным... (и не выступит против)... То Аллах имеет право того бросить в огонь ада...». То есть, тот, кто, увидев правителя-угнетателя, который не руководствуется положения справедливости, которые заложил Аллах и Его Посланник, промолчит, тот перед Аллахом будет грешником. Однако это не случай имама Хасана (мир ему). Есть различие между поступками, когда ты руководствуешься логикой «Если они придут, то сделают это" и когда ты сейчас обладаешь точными данными и доказательствами. Поэтому говорят, что мир имам Хасан (мир ему) подготовил почву для восстания имама Хусейна (мир ему).

Для того, чтобы явить людям скрытую сущность Омейядов имаму Хасану (мир ему) необходимо было на время отойти в сторону, чтобы будущее восстание получило легитимность с точки зрения истории.

Позже, когда стало ясно, что Муавия не придерживается никаких обязательств, то к имаму Хасану (мир ему) с предложением пришла одна группа сторонников Ахли Бейт и сказала: «Отныне это соглашение ничего не значит (они говорили правду, потому что Муавия его попрал), давайте поднимем восстание». Однако имам ответил: «Нет, восстание произойдет после Муавии». То есть нужно было подготовить подходящие условие и дать для этого возможности. После того, как они приложили бы в этом деле усилия, тогда наступило бы время для восстания.

Это предложение означает следующее: если бы имам Хасан (мир ему) был бы жив после Муавии и был бы в положении, в котором находился имам Хусейн (мир ему), то он бы обязательно поднял восстание.

Таким образом, с точки зрения трех факторов, которые стали причиной восстания, правоты и законности восстания имама Хусейна (мир ему), имам Хасан и имам Хусейн (мир им) были в разном положении.

От одного требовали принести присягу, а от другого же такого не требовали (Между тем, присяга была сама по себе проблема). С имамом Хусейном (мир ему) завершился его довод через ситуацию с куфийцами. И люди, Куфа наконец проснулись спустя 20 лет. Куфа спустя 20 лет после Муавии отличалась от Куфы с ним. Теперь они знали цену и ценности Али (мир ему), знали ценность имама Хасана (мир ему), знали ценность имама Хусейна (мир ему). Как только произносилось имя имама Хусейна (мир ему) куфийцы погружались в слезы. «Отныне деревья дали плоды, всходы взошли, мы в готовности, приходи к нам», - говорили они. Эти слова обращения завершали довод имама Хусейна (мир ему).

Однако положение имама Хасана (мир ему) было отличным. Каждый, кто увидит его положение в Куфе, поймет, что он ни к чему не готовился.

Третья проблема - это плохое отношение к нему со стороны власти (я не подразумеваю испорченность правящего режима, ведь испорченность властью и испорченность в системе управления и плохое отношение — это разные вещи). Муавия во времена имама Хасана (мир ему) не делал поступков, которые бы раскрыли его сущность и подготовило бы почву для восстания под лозунгом «повелевать доброе и препятствовать злу» или сделало обязательным личное участие. Однако во времена имама Хусейна (мир ему) необходимые условия сложились на 100 процентов.

[1] Тарих-и Табари, т. 7, с. 300

(продолжение следует)

Статья подготовлена с использованием переводов трудов Проф. Др. Хайдара Баша