С.Г. Мороз
Считается, что идиому «пушечное мясо» запустил в оборот Уильям Шекспир в своей драме «Генрих IV». Однако у него там звучит она несколько не так: слова food for powder означает «еда для пороха», а в адаптированных для современного массового читателя изданиях этого шедевра обычно пишут “cannon fodder”, что дословно означает «корм для пушек». Происхождение этого словосочетания именно в том виде, в котором оно написано в начале этой статьи спорно, однако мне наиболее правдоподобной кажется версия «народного творчества».
Согласно этим представлениям выражение «пушечное мясо» родилось в солдатских массах в конце 1914 – начале 1915 годов, когда империалистическая война утратила маневренный характер, фронты окопались, и на первый план вышла «царица полей» – артиллерия. Она была представлена калибрами самыми разными – от самых мелких, например, 37 мм и вплоть до совершенно чудовищных. И все они разом со страшной силой пожирали это самое мясо по обе стороны траншей полного профиля, густых рядов колючей проволоки и минных полей, не давая никому прорвать завшивевший в грязных окопах фронт.
Идея использовать пушку для разрушения вражеских крепостей, наверное, столь же стара, как и сама по себе пушка. И когда 28 июля 1914 года по новому стилю Австро-Венгерская Империя объявила войну Сербии, крепости в классическом понимании этого слова и артиллерия, специально предназначенная для сокрушения их стен, а точнее всех силовых конструкций отнюдь не утратили своего значения в умах военачальников всех ведущих держав.
Действительно, именно потому, что немецкая армия так и не смогла взять форты Западной Фландрии, она имела себе такие неприятности и на бельгийском участке Западного фронта и на всем этом важнейшем тогда театре войны в целом.
С другой стороны и осажденный в крепости противник ничего особо не мог сделать, просто отвлекая на себя силы и создавая выгодный для себя морально-пропагандистский фон. Потому, хотя таких опорных пунктов оставалось все меньше, наверное, не удивительно, что разработка пушек-гигантов продолжалась и после того, как стало ясно, что войну выиграет тот, кто сможет прорвать линию обороны где-то на открытом пространстве, блокировать такие крепости, а потом обойти их и вырваться на оперативный простор.
Желание «раздавить гнойный прыщ», остающийся в тылу своих войск, было подчас столь велико, что на это бросались несоизмеримые с целесообразностью этого действия средства. Ведь тяжелая осадная пушка – вещь штучная, и цена у нее получалась всегда особая. Но война – не время считать каждую копейку, вот и заказало Военное министерство Австро-Венгрии такого чуда для своей Кайзеровской и Королевской Армии.
Исполнителем контракта стала фирма «Шкода», а конкретно – ее завод в знаменитом своим пивом городке Пильзен в Богемии, а ныне это чешский Пльзень.
Чтобы цель уничтожить, надо в нее метко попасть. Нужное для поражения цели положение ствола определялось по компасу и расстоянию до нее по таблицам стрельбы и вводилось механическим путем поворотом рычагов прицельного устройства, смонтированного слева от ствола.
Орудие проектировалось как гаубица, то есть, прежде всего, для ведения навесного огня, но могло стрелять и практически прямой наводкой. Наведение его по азимуту и углу места осуществлялось гидравлическими домкратами с редукторами, которые многократно умножали силу вращения их рукоятей, каждую из которых крутили по два «номера» орудийного расчета.
Рукоять вертикальной наводки соединялась с малым цилиндром домкрата механической передачей, а он в свою очередь передавал давление в большой цилиндр, установленный за правой горизонтальной цапфой ствола. Гидромеханизм горизонтальной наводки разместили в платформе-основании, центральный диск которой мог поворачиваться. Оси поворота ствола укреплены в его центре масс, потому слишком больших усилий для его перемещения в процессе наведения не нужно и цилиндры домкратов относительно невелики.
Поскольку отдача при выстреле очень велика и ствол дергается не только назад, но и в вертикальной плоскости, под цапфами навески установлена еще одна опора в виде зубчатого сектора и шестерни, которые имеют рычаг регулировки. Эта зубчатая пара представляет собой редуктор с весьма большим передаточным отношением, потому вращать его сравнительно легко – при надлежащем уходе и смазке, конечно.
Когда наводка завершена, в нужном положении орудие удерживают муфты, которые зажимают шестерни, «бегающие» по зубчатой рейке вертикальной наводки и по установленному в платформе-основании азимутальному венцу с внутренними зубьями, пока ствол движется. Делается это вручную поворотом рычагов.
Австро-венгерская осадная гаубица образца 1916 г. стреляла фугасными снарядами массой по 740 кг – вот такая была «мясорубка для пушечного мяса».
Заряжание было раздельным – пороховой заряд заключался в металлической гильзе и тоже весил немало. На платформу заряд и снаряд подвались по рельсовым путям на вагонетке, которая поднималась с земли грузовой стрелой. Вагонетка имела свой механизм перегрузки снаряда и заряда на лоток перед затвором.
Заталкивал снаряд и заряд в ствол также специальный механизм – вручную это было очень тяжело, если вообще возможно.
Гаубица М1916 имеет клиновой затвор с червячным механизмом – он был установлен справа от казенной части орудия. Вращался червяк двуплечей рукоятью, а в конце хода фиксировался поворотом рычага.
Ствол гаубицы М1916 состоит из двух труб. Наружная – как я понял, литая, а внутренняя с каналом изготовлена методом навивки стальной проволоки, которая спекается в монолит. Далее после остывания внутренняя труба отжигается, чтобы снять возникающие при нагреве напряжения, снова остывает, далее в канале механической обработкой делаются нарезы, а наружной поверхности придается точная форма с малой конусностью. Далее внутренняя труба закаливается и после остывания на воздухе, а затем в масляной ванне вставляется в наружную по прессовой посадке.
В месте среза канала ствола при выходе снаряда возникает скачок давления, который вызывает в металле значительные напряжения, стремящиеся его разорвать. Одним из способов не допустить этого, является утолщение ствола в этом месте.
Расчет австро-венгерской осадной гаубицы М1916 38 cm калибра 380 мм состоит из командира и одиннадцати «номеров», которые работают в поте лица. Хорошо вышколенные канониры должны были выпускать два снаряда каждые 5 минут.
И вот, наконец, после стольких трудов – выстрел! Бывалые канониры при этом открывают рот, чтоб барабанные перепонки в ушах не порвало. Жуткий акустический удар производят не только вырывающиеся из жерла ствола наружу раскаленные пороховые газы, но и сам снаряд. Он вылетает со скоростью 459 метров в секунду, что в 1,35 раза больше скорости звука, и производит своей массой мощную «волну Маха».
Максимальная дальность боя гаубицы М1916 составляла 15 километров.
Под стать снаряду была у гаубицы М1916 и отдача. Ее поглощение осуществлялось двумя гидравлическими цилиндрами отката, а возвращал ствол в боевое положение накатник – также гидравлический.
Целями для осадных орудий должны быть крепости, а к ним, как правило, идут хорошие дороги без крутых поворотов, подъемов и спусков, зато с широкими и прочными мостами, где нужно – иначе саму крепость просто не построишь. Но этими же путями могут воспользоваться и осаждающие, потому в размерах и весе такой пушки можно не стесняться. Наверное, так думал тот инженер, который возглавлял разработку новой 380-мм гаубицы для Императорской и Королевской Армии Австро-Венгрии где-то в начале Великой войны, а может быть еще и в мирное время. И родился на его кульмане такой вот монстр весом в сборе целых 81700 кг.
Чтобы довезти пушку на позицию он предусмотрел ее разборку на четыре части, каждая из которых грузилась на четырехосную платформу, которую волок колесный трактор фирмы «Австро-Даймлер», причем в каждом колесе платформы был еще один собственный электромотор. Трактор тоже имел электродвигатель с редуктором с большим передаточным отношением, и все это обеспечивало такому «цугу» скорость по ровному шоссе до 14 км/ч. Работали электродвигатели от «артиллерийского генератора образца 1916 г.», установленного на тракторе, который в свою очередь приводился в действие его же бензиновым мотором.
Самой легкой частью разобранной гаубицы был «приклад» – комплект из двух тонн запчастей принадлежностей, потому на везущий их прицеп грузили и остальное хозяйство, включая и боекомплект. Ствол весил 3100 кг, но занимал много места, казенная часть с затвором «тянула» целых 17,6 тонны, а самой тяжелой была платформа-основание – 41400 кг, если я правильно понял, она разнималась на части.
По нормативам на установку гаубицы М1916, привезенной на заранее подготовленную площадку, отводилось 8-10 часов, но не знаю, удавалось ли кому-нибудь в такие жесткие сроки уложиться. Сложно представить, сколь тяжелой могла быть подобная операция.
Как любая другая война, I мировая пошла с самого начала совсем не так, как задумывалось, причем генеральные штабы подчас ухитрялись не замечать таких препон на пути своих блестящих планов, которые увидел бы даже и слепой. Достаточно было беглого взгляда на карту, чтобы убедиться, что куда бы австрияки ни пошли, на пути у них горы! А в горах, не говоря уже о трудностях перемещения, на то, чтобы такую пушку установить, надо уже было до десяти суток!
Не помогла осадная гаубица М1916 38 cm калибра 380 мм выиграть Империалистическую войну императору австрийскому и (он же) королю венгерскому, как и некоторым другим. И исчезли с карты мира три империи – Австро-Венгерская, Германская и Российская, но последние две страны возродились снова в ранге мировых сверхдержав. Империи Британская и Японская готовились к скорой схватке за заморские колонии с Америкой, республикой по конституции и империей по своей сути. Потому пушки, в том числе и такие крупнокалиберные, оставались востребованы, и у них впереди была еще одна большая война.
Ну а теперь предлагаю посмотреть вооруженным взглядом на край Вселенной, где открыли очередную звезду, которых, как сказал великий Ломоносов, там числа нет, как этой бездне – дна. Покажет нам ее премудрый Кот-ученый