Научить чему-то ребенка сложно. А вы попробуйте научить взрослого. И поймёте, что это в разы сложнее. А еще сложнее, если надо не научить, а переучить.
Мы расскажем про особенности обучения взрослых, учитывая которые, можно значительно упростить этот процесс.
- Самое главное, что нужно учитывать - взрослые в процессе обучения полагаются на свой накопленный опыт. Всегда.
И если то, что им преподают, не совпадает или вообще идет в разрез с тем, что они уже знают, то возникнет проблема. Но может произойти и осознание, озарение, что все это время они придерживались ложного мнения или не знали чего-то важного. В этом случае нужно создавать моменты рефлексии, дать людям возможность разобраться со своими чувствами и осознать, над чем нужно работать.
Осознать, что чего-то не знали - очень важная ступень и это всегда выводит из зоны комфорта. Если аккуратно и правильно указывать в обучении на то, чего человек еще не знает, то это подогреет любопытство пройти курс. Или преподнести это как вызов - а спорим, ты еще не знаешь...
- Следующий, не менее главный момент, который нужно учитывать - взрослым нужно знать, «зачем» они должны учиться.
Посадить и сказать: «Учи!»; отдать распоряжение: «Завтра все идут на тренинг по ...» - такой подход не сработает. Всегда нужен ответ на вопрос «зачем?»
У взрослого человека должна быть потребность получить эти знания. А вам необходимо эту потребность сформировать.
И тут обратимся за помощью к первой указанной особенности и будем апеллировать к опыту. Именно опыт можно использовать, чтобы помочь понять актуальность знаний и обрести мотивацию к обучению.
- Здесь подключается третья особенность обучения взрослых - ими движут внутренние мотивы. Они учатся, когда хотят учиться. На обучение их вдохновляет личная выгода.
И когда мы будем давать ответ на вопрос «зачем мне это нужно?», «что это мне даст в дальнейшем?», мы как раз должны будем показать выгоду и пользу. На протяжении всего обучения необходимо поддерживать правильный контекст - личный, профессиональный, социальный, который будет подогревать интерес и держать на крючке. Взрослым важно понимать, как обучение изменит их жизнь к лучшему. И если вы правильно ответите каждому на эти вопросы, то вы получите самых прилежных и активных учеников.
- Взрослые самостоятельны и хотят нести ответственность за свое обучение. Они независимы и любят, когда все у них под контролем. В этом случае, приоритетность контроля должна быть не у учителя. Взрослому не понравится, что его контролируют как в школе. Надо давать максимально допустимый уровень свободы действий.
- Суть обучения взрослых - в осмыслении практического опыта. Они лучше учатся, когда делают что-либо. Для них актуально обучение, которое они смогут применить в работе. Оптимальный вариант - практическими заданиями тренировать их способности (например, к решению проблем) и, как результат, у них появится уверенность, что они смогут справляться с любыми задачами при помощи полученных знаний.
Очень эффективным будет обучение, которое вызывает сильный эмоциональный отклик - реалистичные сценарии, которые выявляют причинно-следственные связи.
Именно в результате экспериментирования рождается опыт, а это именно то, что и нужно от обучения взрослому человеку.
Если при планировании обучения учесть перечисленные факторы, то полученные результаты порадуют и человека, и компанию, в которой он работает.
А каким должно быть обучение для разных психотипов и какие особенности нужно учитывать, чтобы не вогнать человека в стресс в процессе обучения, мы расскажем в нашей следующей статье.