Найти тему
Мария Ренцис

Границы детям

Границы детям
Границы детям

Дети всегда проверяют на прочность границы, выставляемые родителями. Это нормальная часть взросления. Как же правильно вводить последствия за нарушение границ?

Почему не «наказание», а «последствия»? Потому что наказание не имеет смысла - не несёт в себе никакого научения. Это лишь способ для родителя дать выход своему раздражению. А введение последствий в соответствии с возрастом даёт ребёнку ОПЫТА.

От 0 до 3-3,5 лет

Прямые последствия 1-го уровня:

*разлил-вытри,

*бросил-подними.

Если малыш не хочет сам убирать или поднимать что-то, мы аккуратно, но настойчиво делаем это его рукой.

Действия в ответ на детскую агрессию:

1. перехватываем руку и мягко удерживаем ребёнка несмотря на сопротивление

2. произносим фразу: «Бить никого нельзя!»

3. эмоционально отключаемся (не дольше 5 минут).

Важна регулярность! Действуйте так на КАЖДЫЙ УДАР!

От 3 до 5 лет

Чтобы ребёнок, игнорирующий просьбы, включился в беседу, нужно:

  • #nbsp;добиться его внимания, т.е. переключить с той деятельности, которой он занят, на себя
  • позвать ребёнка по имени, подойти близко, добиться зрительного контакта
  • задать открытый вопрос по его текущему занятию (требует развёрнутого ответа)
Что ты делаешь? Куда едет твой поезд? Кого он везёт?

Ребёнок вынужден будет на вас отреагировать. А уже завладев его вниманием, вы можете спокойно озвучивать то, что вам от него нужно, не повторяя по 10 раз и не раздражаясь.

Последствия 2-го уровня - блокировка нежелательных действий.

*После 3-х лет вместо эмоционального отключения сажаем ребёнка на стульчик, где он должен посидеть 5-10 минут и успокоиться.

От 5 до 7 лет

Чего можно лишить ребёнка в качестве наказания:

  • личного пространства
  • внимания родителей
  • эффективного времени с родителями
  • совместных игр и развлечений
  • общения с друзьями

Чего нельзя лишать:

  • лишать материальных благ бесполезно в этом возрасте
  • нежелательно лишать совместного чтения и эмоционального общения
  • нежелательно лишать посещения секций, где из-за пропусков у ребёнка могут быть проблемы
  • нельзя лишать еды

Последствия 3-го уровня: за нежелательным действием А следует действие Б.

«Если ты снова возьмёшь без спроса в магазине игрушку и положишь ее к себе в карман, то ты больше не будешь ходить со мной в магазин».

От 7 до 12 лет

  • Последствия можно переносить уже и на выходные.
  • Продолжаем держать границы семьи; четко выполняем обещанное: обещали ввести последствия - вводим. Даже если ребёнок плачет и просит прощения, даже если другие члены семьи давят на жалость.

К 7 годам развивается проблемно-ориентированное мышление. Поэтому мы уже можем по-настоящему договариваться с детьми. Прямо спрашиваем: «Как ты считаешь, что я должна сделать, чтобы это не повторилось?». Возможно, ребёнок сам предложит варианты.

Чтобы ребёнка лишить каких-то ценностей в качестве наказания, нужно сначала у него эти ценности сформировать. Поэтому важно, чтобы к школьному возрасту у ребёнка были:

  • собственные интересы и увлечения
  • круг друзей
  • регулярное совместное время с мамой и папой.
Прежде чем вводить какие-то последствия, нужно понимать, чего именно мы требуем от ребёнка: выполнения нашей просьбы или соблюдения ПРАВИЛ. За просьбу не наказывают.

И не забывайте про то, что вы любите своих детей, даже когда они сворачивают кровь и выводят из себя. Помните о безусловном принятии! Ваш ребёнок - хороший несмотря ни на что. Плохим может быть только поведение. Выполняйте все рекомендации со спокойной уверенностью и доброжелательностью, а не на пике своего раздражения. Желаю всем родителям терпения и последовательности!