Казалось бы, что сложного, сказать человеку, что ему нужно сделать. И правда, ничего. Сложности возникают, когда руководитель проверяет качество выполнения этих задач.
Конечно, иногда проблема в исполнителе. Но я сторонник посмотреть в первую очередь на себя и задаться вопросом: что, я сделала не так, если это привело к проблеме?
По своему опыту могу сказать, что искать причину нужно в том, как была поставлена задача. Делюсь универсальной схемой, элементы которой можно убирать или добавлять в зависимости от уровня профессионализма сотрудника:
✔️ Расскажите, для чего необходимо выполнение задачи — если человек не понимает, зачем он что-либо делает, то результат его работы тоже будет непонятный.
Пример: нужно посчитать прогноз продаж на сентябрь на средства для обуви. Это нужно для того, чтобы финансовый отдел мог заблаговременно зарезервировать денежные средства для покупки товара.
✔️ Опишите образ результата — как должна в вашем понимании быть выполнена задача. И это не только какие-то целевые значения и сроки, но и та форма, в которой вы ожидаете увидеть результат.
Пример: я жду план продаж не позднее пятницы следующей недели, т. к. в понедельник будет планирование по распределению финансов. План должен учитывать сезонность, текущие остатки в магазинах и на складе. Формат — таблица exel с 2 вкладками. Первая вкладка должна содержать план по каждой товарной позиции с раскадровкой средних продаж, коэффициента сезонности, отдельно промо-продаж в единицах себестоимости. Это вкладка нужна для меня и для отдела закупки. Вторая вкладка — это общий свод по категории с указанием остатков в магазинах, средних продаж в месяц и плана закупки в единицах себестоимости. И вторую вкладку мы планируем отправить в финансовый отдел, поэтому полная расшифровка не нужна.
✔️ Задайте вопрос, каким образом сотрудник планирует делать расчет.
Пример: коэффициент сезонности я буду высчитывать по статистике последних 3 лет (а может 3 года уже неактуально и надо брать прошлый год). Я буду рассчитывать план с учетом региональных различий (а может и не надо на это тратить время, так как чем больше массив данных, тем меньше % ошибки) и так далее.
✔️ Уточните, насколько сотрудник готов выполнить задачу в указанный срок. И если нет, то какие ресурсы ему нужны дополнительно для соблюдения срока. Это включает в себя корректировку приоритетов по задачам.
Пример: я могу выполнить эту задачу, но тогда я не успею сделать аналитику по чековым данным. Что важнее сделать в первую очередь?
Если кратко резюмировать, то если при постановке задаче вы даете полную информацию о том зачем ее делать, озвучиваете исходные данные и ограничения, даете расклад как выглядит образ результата, тогда в случае невыполнения задачи нужно искать причины в исполнителе.
Кстати, эту схему можно использовать и сотруднику, который получает задачу в размытых формулировках, только все эти вопросы нужно будет задать своему руководителю.
Предлагаю обменяться опытом. Делитесь своими методами постановки задач 😊