Одной из причин развития аутоагрессивного поведения является эмоциональная дисрегуляция, под которой понимается состояние, когда эмоции подростка выходят из под контроля, и в этот момент ребенок перестаёт контролировать и влиять на то, какие эмоции он испытывает, когда он их испытывает и, как он их переживает и выражает. Обычно в этот период наступает замешательство, которое еще больше выбивает ребенка из колеи и он находит наиболее простой способ, который ему доступен.
Часто мы сами подкрепляем неадаптивное поведение подростка в этот момент, что приводит к закреплению паттерна поведения.
Наша задача состоит в том, чтобы помочь развиться навыку эмоциональной регуляции. В противоположность дисрегуляции, эмоциональная регуляция представляет собой способность не только контролировать, но и влиять на то, какие эмоции мы испытываем, когда мы их испытываем, как мы их переживаем и, что наиболее важно, как мы их выражаем. В соответствии с этим определением, перед нами ставится несколько задач.
Первоочередной задачей ставится задача научиться понимать свои эмоции:
Что я сейчас чувствую?
Почему я сейчас это испытываю?
Для чего мне эта эмоция?
Как только мы поймем, что испытывает ребёнок, и, как только ребёнок поймёт значение своих эмоций, мы можем перейти к следующему этапу - Снижение частоты нежелательных эмоций:
Какая эмоция для меня болезненней всего?
В каких ситуациях я чаще всего испытываю эту эмоцию?
Уже на этом этапе мы можем предложить подростку остановить цикл этих эмоций. Ведь мы можем ограничить нахождение в тех ситуациях, на которые мы так реагируем.
Важно также дать понять подростку, что нет «плохих» и «хороших» эмоций, нельзя просто взять и «подавить» эмоцию, так как это приведёт лишь к накоплению напряжения. Эмоции бывают эффективными в данной ситуации и «не очень» эффективными. То есть, одни эмоции помогают нам решить возникшую проблему, другие откладывают это решение или позволяют нам сбежать, но проблема остаётся нерешённой, а значит мы будем снова возвращаться к этому циклу:
Как данная эмоция помогает мне в решении проблемы?
Есть ли другая эмоция, которая поможет мне в этом?
Бывает важно дать понять, что эти навыки не решат проблему за нас, они лишь помогают нам стать менее уязвимыми и уменьшить степень эмоционального страдания. Также важно помнить и донести до подростка, что эмоциональная регуляция бывает как произвольной, так и автоматической. Первое время будет трудно, но как только этот навык перейдёт в разряд автоматических, мы сразу заметим улучшение.
Ссылка на мой ВК https://vk.com/docvorontsov
Ссылка на мой ТЕЛЕГРАМ https://t.me/thought_psy
#эмоции #эмоциональнаярегуляция #самоконтроль #родителям #подростковаяпсихология #психология #психотерапия #психиатрия #важно #врач