Стоит набрать в поисковике словосочетание "Эффект Прандля-Глоерта", как тут же выскакивают такие картинки:
Здесь мы видим эффект конденсации атмосферной влаги (водяного пара) вокруг быстро летящего самолёта. Такой же эффект наблюдается и на выступах летящей ракеты "Аполлон", например, через минуту после старта.
По мнению пропагандистов НАСА, появление этого эффекта свидетельствует о том, что ракета набрала скорость, близкую к скорости звука, т.е. 300-320 м/c. Мы же на протяжении нескольких статей доказываем с расчётами в руках, что скорость ракеты на самом деле в 7-8 раз меньше указанной НАСА. Но главное сейчас в другом.
Удивительный факт: т.н. "эффект Прандтля-Глоерта" не встречается ни в одной книжке по аэродинамике. Зато под каждым постом, под каждой фоткой и видео обязательно будет комментарий про эффект Прандтля-Глоерта. Короче, по странному стечению обстоятельств данные три слова существуют только в блогосфере.
Наукообразный термин, клёвые фоточки истребителей и возможность продемонстрировать свою эрудированность сделали свое черное дело - "эффект Прандтля-Глоерта" разнесся по интернетам, как чума по Европе. -
- пишет slavia9 на канале "Авиация и Техника".
Термин "Эффект Прандтля-Глоерта" не встречается в научной среде. Есть "правило Прандтля-Глоерта" - формула зависимости коэффициента давления от числа Маха, которое не имеет никакого отношения к конденсату вокруг самолёта.
Существует популярный миф, что этот эффект связан с переходом на сверхзвуковой режим полета. На самом деле облачко конденсата никак не связано с какой-то скоростью.
При движении на достаточно больших, но ДОЗВУКОВЫХ скоростях самолет создает перед собой область повышенного давления и область разрежения позади себя. Где область ниже, туда перетекает соседний воздух. Там он расширяется и его температура, соответственно, падает. При достижении точки росы, образуется конденсат.
Появление конденсата в большей степени зависит от влажности воздуха, а не от скорости. Образование такого конденсата можно видеть на заходящих на посадку самолетах, когда их скорость около 300 км/ч (примерно 80 м/с).
И как уже упоминалось (ранее в комментариях), этот эффект можно наблюдать даже на антикрыле болида во время гонок "Формулы-1".
Вот видеосюжет с канала "Пилот Инженер" (Pilot Engineer), где рассказывается, что никакого "эффекта Прандтля-Глоерта" не существует.
Конденсационный эффект возникает при температуре, близкой к точке росы. Чаще всего на той высоте, где образуются облака. Когда ракета проходит эту область, на неровностях ракеты возникают перепады давления, именно из-за этого и происходит конденсация, т.е образование "облаков" вокруг ракеты. Скорость ракеты при этом может быть в 4 раза меньше скорости звука.
Пропагандисты НАСА ссылаются на эффект образования конденсационного облака вокруг ракеты, как доказательство большой скорости ракеты "Аполлон". Но как мы говорили выше, образование этого эффекта зависит не столько от скорости ракеты, сколько от влажности воздуха.
Если посмотреть сводку НАСА о погодных условиях в дни стартов всех «Аполлонов», то можно увидеть, что высокая влажность была в день старта "Аполлона-12", 92% (шёл дождь), и в день старта "Аполлона-8", 88%.
Мы уже писали, что ракета в данном видео (откуда взяты стоп-кадры), скорее всего, не является "Аполлоном-11", несмотря на то, что ролик называется "1969 Apollo 11 Saturn V launch, tracking camera". В день старта Аполлона-11" 90% неба было покрыто полупрозрачной облачностью ("молоком"), а здесь в кадре яркое голубое небо. Больше всего данный полёт похож на старт "Аполлона-8" (декабрь 1968 г.). В тот день и небо было ярко-голубое и влажность была очень высокая.
Ссылки на "эффект Прандтля-Глоерта", как доказательство высокой скорости ракеты, являются не состоятельными. Эффект конденсации облаков на неровностях ракеты ничего не говорит о её скорости, а говорит лишь о том, что ракета достигла высоты образования облаков среднего яруса.
*
С вами был Л.Коновалов, оператор кино и телевидения. До новых встреч!