Найти в Дзене
Новости ЕАН

«Выводы были сделаны»: военный эксперт о российской спецоперации в Украине

Оглавление

-2

С начала спецоперации в Украине прошло чуть больше месяца. За это время у россиян возникла целая серия вопросов о ее ходе и ситуации на линии соприкосновения. Мнение ветерана Чеченских войн, председателя екатеринбургского союза ветеранов ГРУ, полковника Юрия Яночкина — в материале ЕАН.

Все то же самое

Что было бы в случае, если Россия не начала спецоперацию? Ранее в качестве ее основной причины называлось готовившееся украинскими силами наступление на ЛНР, ДНР и Крым. По словам собеседника ЕАН, если бы такой план реализовался, кампания пошла бы по аналогичному сценарию. С той разницей, что происходящее сейчас в украинских городах мы наблюдали бы в Донбассе и Крыму, а также в приграничных российских населенных пунктах, которые бы начали обстреливать.

На это указывают ситуации, с которыми Россия столкнулась в конце февраля: отдельные попадания снарядов на территорию России, захваченный разведывательный БТР и так далее. Военный эксперт считает, что таким образом украинские военные производили пристрелку для артиллерийского огня в будущем. Это свидетельство реальной подготовки Украины к наступлению.

-3

Специфика украинской кампании

Важной чертой российской спецоперации является необходимость зачищать огневые точки и укрепленные районы, расположенные в городских кварталах. Это несет прямую угрозу для мирных жителей. По словам военного эксперта, российская армия стремится минимизировать потери среди гражданского населения, поэтому не прибегает к использованию тяжелого вооружения. Вместо этого используют спецназ.

В результате таких «зачисток» штурмовые группы могут нести потери. Разрушить здание артиллерийским огнем было бы проще и дешевле. Здесь вооруженным силам РФ помогает опыт Беслана — благодаря тому, что он учитывался при обучении специалистов, потери во время штурмов удается минимизировать.

Другая особенность — сложная структура группировки российских войск. Юрий Яночкин отмечает, что в Украине кроме групп вооруженных сил РФ «Запад» и «Восток» действуют Росгвардия, МЧС, формирования специального назначения и милиция ЛДНР. В таких условиях особенно актуальной становится проблема «дружественного огня», когда из-за ошибок в приказах или связи военные атакуют свои или дружественные части. Пример: войска НАТО в Афганистане и Ираке по этой причине лишь по официальным заявлениям теряли до 10% армии.

Для недопущения «дружественного огня» есть, с одной стороны, понимание каждым военным своей задачи и неукоснительное следование инструкциям, с другой стороны, практика чеченских кампаний, когда также приходилось координировать работу разных подразделений. По видео из интернета можно сказать, что весь имеющийся опыт армией России был учтен, выводы из неудач сделаны, на их основе выработана «необходимая тактика и стратегия».

Вопрос связи и согласования действий со Второй мировой войны также претерпел изменения. Если в 1940-х годах солдаты использовали полевую проводную телефонию, то в ходе Чеченских войн применялась уже спутниковая и сотовая связь. Из-за того, что на вооружении Украины стоят новейшие средства радиолокационной борьбы (СРБ), поставляемые НАТО, использовать мобильные телефоны опасно — российские SIM-карты легко считываются, делая российских военных удобной мишенью. Сотовая связь применяют с рядом ограничений для звонков домой с кнопочных телефонов без геолокации.

Сейчас основной упор вооруженные силы РФ делают на другие методы связи, которые защищены военной тайной. Можно сказать лишь о том, что первые образцы такого оборудования поступили на вооружение в 2015 году и являются частью экипировки российских солдат «Ратник». Если судить по сообщениям Генштаба РФ и даже по украинской пропаганде, случаев «дружественного огня» внутри вооруженных сил России мы не видим. Это может свидетельствовать об эффективности отечественного оборудования.

-4

Без комендатур и военно-гражданских администраций

Помимо боевых действий вооруженные силы РФ занимаются возвращением занятых территорий к мирной жизни. Юрий Яночкин обращает внимание на то, что принципиально важно понимать: на территории Украины проходит специальная военная операция. Разница с военной кампанией в том, что в данном случае не происходит учреждения комендатур и установления военно-гражданских администраций в украинских населенных пунктах.

По видеороликам из сети и информации от местных жителей, после занятия российскими войсками на местах сохраняют местные управляющие органы. Часто не снимают даже украинские флаги – таким образом, вооруженные силы РФ демонстрируют, что не намерены ликвидировать независимость Украины. Однако при администрациях могут ставить военного офицера как консультанта. Необходимость такого шага объясняется сложностями при логистике и снабжении населенного пункта в условиях боевых действий.

-5

Это не предел

На кажущееся медленным продвижение вооруженных сил РФ вглубь территории Украины Юрий Яночкин предлагает взглянуть под другим углом. Во-первых, Украина является одной из крупнейших европейских стран. Относительно ее размеров и занятой Россией территории можно сказать, что российская армия прошла не менее трети Германии или две целых Великобритании с востока на запад. И это всего за месяц – скорость даже выше, чем у красной армии в ходе Великой Отечественной войны. И она могла быть выше, если бы Россия применяла тяжелое вооружение.

Во-вторых, украинская армия в Европе на второй позиции по численности солдат. Ее обучением занимались инструкторы из НАТО. Запад утверждает, что украинцы успешно сдерживают наступление России, поскольку в противном случае им пришлось бы признать, что их вооруженные силы устарели и потеряли свое значение. Иными словами, при вторжении российской армии в Германию или Великобританию события развивались по примерно такому же сценарию.

-6

В-третьих, численность российской группировки меньше, чем украинской. По общим правилам для успешного хода операции требуется перевес в соотношении 1 к 3 или 1 к 5, но здесь он составляет 1 к 1. Притом наиболее сильные украинские части окружены на территории восточных областей страны. Дальше Харькова уже нечему сопротивляться. С другой стороны, подобные операции всегда требуют длительного присутствия военных, как уже показал пример Сирии: активная фаза там завершена, но военные никуда не уходят.

В этих условиях снова возникает вопрос о целях спецоперации. По словам эксперта, основными остается две – демилитаризация и денацификация. Несмотря на рассуждения на тему присоединения к России Запорожья и Херсона для формирования сухопутного коридора в Крым и заявление Пескова, что после введения санкций над условиями завершения спецоперации следует еще раз подумать, с точностью можно заявлять только о полном исчезновении в Украине националистических сил в качестве итога спецоперации.

-7

Потери и добровольцы

Отсутствие данных о погибших российских солдатах эксперт объясняет соображениями безопасности. Если противник узнает о количестве потерь, о том, какие части их понесли, ему будет проще планировать контрнаступление. Численность солдат напрямую указывает на боеспособность армии. Потенциально обнародование такой информации могло привести к увеличению числа погибших. А публикация Генштабом РФ числа потерь с украинской стороны напротив служит демонстрацией НАТО и позволяет судить о боеспособности Украины.

Украинская армия сейчас ориентируется на информацию, которую им регулярно предоставляет украинская пропаганда. Как итог вместо того, чтобы ударить в уязвимое место, украинцы пытаются атаковать полностью боеспособные войска. Если сравнивать данные, которые вооруженные силы Украины публиковали до начала спецоперации, и последние сводки Генерального штаба РФ, получается, что примерно половина своих танков ими уже потеряна. Если оценивать число убитых и раненых, отталкиваясь от техники, получается, что Украина лишилась 11-12 тыс. военных.

А при оценке потерь российской армии ориентироваться остается только на опыт прошлых кампаний. Эксперт приводит пример из своей жизни: он с 1995 по 2006 год находился на территории Чечни и потери за это время составили порядка 37 человек при общей численности бригады в 2,5-3 тыс.

-8

Если говорить о данных украинской пропаганды и среднем соотношении, что на 1 убитого приходится до 3 раненых, у нас сейчас должны быть переполнены госпитали по всей стране. Но ничего подобного в России не наблюдается. Кроме того, по словам Юрия Яночкина, солдаты в условиях современной войны погибают или из-за паники, или в результате неисполнения приказа.

-9

Он добавляет, что практического смысла в массовом поступлении на службу добровольцев тоже сейчас нет. Сразу на фронт людей никто пускать не будет. Даже в условиях Великой Отечественной войны их обучали не менее 9 месяцев. Сейчас технологии усложнились и даже для простой задачи вроде обороны блокпоста солдату требуется учиться несколько месяцев. Вместо того чтобы записываться в добровольцы, лучше пойти в армию в качестве контрактника или найти другие способы поддержки.

-10

Напомним, 21 февраля Россия объявила о признании независимости ДНР и ЛНР. А 24 февраля президент РФ Владимир Путин объявил о начале военной спецоперации на Украине.

СВО
1,21 млн интересуются