Найти тему

Вертикаль для крыла

Предприятия, участвующие в программе Ил-114-300, модернизируют производства

Консоли Ил-114
Консоли Ил-114

Воронежский авиационный завод (ВАСО) и ульяновский завод «Авиастар» (оба предприятия – филиалы компании «Ил») входят в кооперацию по производству агрегатов для регионального пассажирского самолета Ил-114-300. На обоих предприятиях разработаны и внедрены технологии общей сборки агрегатов для новой ильюшинской машины.

На новых раздвижных стапелях в Воронеже теперь собираются консоли крыла и киль Ил-114-300. В Ульяновске для самолета изготавливают панели отсеков фюзеляжа, люки и двери. На существующих производственных площадях «Авиастара» в 2021 году прошли реконструкция и техническое перевооружение отдельных участков, обеспечивающих программу выпуска самолетов Ил-114-300. Готовые агрегаты из Воронежа и Ульяновска отправляются в Подмосковье – на Луховицкий авиационный завод им. П. А. Воронина, где идет общая сборка новых «Илов».

Серия покажет все преимущества

«Раздвижные стапели не новость для самолетостроения, – рассказывает ведущий конструктор КБ стапельной оснастки отдела главного технолога ВАСО Вячеслав Похваленко, – Изначально на основании директивной технологии сборки ОКБ Ильюшина мы тщательно изучили чертежи, модели крыла, и разработали эту технологию сборки с участием специалистов других наших отделов и цехов. Когда документация была готова, согласовали ее с ильюшинским КБ, получили положительное решение и приступили к проектированию и изготовлению оснастки, которая, как мы задумывали, должна была дать снижение трудоемкости изготовления и стапеля, и крыла».

Новая компоновка позволяет обеспечить рабочим ВАСО удобные подходы при сборке крыла
Новая компоновка позволяет обеспечить рабочим ВАСО удобные подходы при сборке крыла

Как поясняет Вячеслав Похваленко, на новом стапеле при установленных носовой и хвостовой частях крыла сборка и установка нервюр производится по сборочным отверстиям без традиционных макетных нервюр или фиксации стенок нервюр по отверстиям. При этом в ходе сборки произведенные и скомплектованные со стрингерами панели неоднократно снимаются и ставятся: при подгонке к лонжеронам, при установке компенсаторов нервюр, при герметизации. Длина панелей самолета достаточно большая, и раз за разом устанавливать и снимать их было бы неудобно. Нужно было искать новое решение. Так родился раздвижной стапель вертикального базирования, закрепленный на подвижных платформах. Все работы по его изготовлению и монтажу были выполнены силами цеха подготовки производства ВАСО.

«Новая компоновка позволила обеспечить рабочим удобные подходы при сборке крыла, а также устранить недоработки при формообразовании каркаса, – объясняет начальник агрегатно-сборочного производства ВАСО Юрий Шестаков. – На таких стапелях значительно удобнее работать, выше точность и эффективность сборки, что дает сокращение ее цикла, снижение трудоемкости изготовления агрегатов. В полной мере технология раскроет себя с началом серийного производства».

До десятых долей миллиметра

С учетом положительного опыта создавались и стапели агрегатов для самолета Ил-114-300. «Серьезным подспорьем в создании новых стапелей стало изменение способа монтажа, – рассказывает заместитель начальника цеха подготовки производства Сергей Клыков. – Если раньше все обводоопределяющие элементы и фиксацию проводили по макету и шаблонам, то для новых машин решили проводить все работы и выставлять все конструктивные элементы стапелей, используя средства заводской лаборатории автоматизации лазерных и оптических систем и по электронной модели. Технология хороша тем, что ускоряет время монтажа в разы и устраняет или минимизирует отклонения уже на стадии подготовки, обеспечивая выходы ответственных кронштейнов, узлов, элементов с точностью до десятых долей миллиметра».

Кстати, для перемещения подвижных платформ в цехе сборки крыла на площади 280 м2 были проложены семь дорожек, направляющих рельс длиной по 10 м. Необходимо было соблюсти жесткие требования: параллельность рельс по всей длине – плюс-минус 0,5 мм, по превышению отклонения от плоскости – плюс-минус 0,2 мм.

В цехе сборки крыла (ВАСО)
В цехе сборки крыла (ВАСО)

Также важно отметить, что цех подготовки производства сегодня имеет все необходимое для реализации идей конструкторов и технологов, в том числе, пятикоординатные станки, оборудование, позволяющее делать оснастку с необходимой точностью. Это касается и обводообразующих рубильников, и сложных узлов. Словом, задачи обеспечения оснасткой основных производств ВАСО решаются успешно благодаря выросшей технической и технологической вооруженности завода. Специалисты отдела главного технолога работают с учетом этих новых возможностей. Например, ни один проект сегодня не обходится без нового измерительного оборудования, лазерных трекеров. Как показала практика, цифровые технологии в целом очень эффективны и позитивно сказываются на всем цикле производства.

Словом, воронежские самолетостроители сделали большой шаг вперед, означающий прощание с дедовскими технологиями производства стапелей и оснастки.

Созданные на заводе стапели консолей Ил-114-300, конечно, имеют свои особенности: монокрыло для этого самолета, например, имеет меньшие габариты, чем для другого «ильюшинского» самолета, выпускаемого ВАСО. А стапель киля, по существу, представляет собой единую конструкцию: раздвижка панелей производится за счет перемещения одной из них по направляющим верхних балок.

В производстве агрегатов опытных самолетов, конечно, были сложности, в основномсвязанные с внесением изменений в проекты. Поэтому сдача стапелей в цехах основного производства ВАСО не означала, что о них можно забыть: нередко требовались доработки, и тогда на соответствующих участках принимались необходимые решения. Но работа продолжается.

Самолетокомплекты из Ульяновка

Работа по проекту Ил-114-300 в Ульяновске началась в январе 2019 года. Тогда был подписан договор о производственной кооперации между «Авиастар» и российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ» – головным изготовителем самолета (производство Ил-114-300 локализовано на площадках РСК «МиГ» в филиалах Луховицкий авиационный завод им. П. А. Воронина и Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»). Согласно договору, в Ульяновке изготавливаются самолетокомплекты на Ил-114-300, состоящие из панелей для шести отсеков фюзеляжа, люков и дверей. В декабре 2019 года на завод «Сокол» с ульяновской площадки была отправлена первая панель на средний отсек фюзеляжа второго экземпляра Ил-114-300.

После передачи электронной модели самолета на «Авиастар» отдел главного технолога спроектировал стапельно-сборочную оснастку. Оснастка для выпуска деталей на панели отсеков фюзеляжа самолета производилась в цехах производственно-технического отдела. Общее количество оснастки насчитывает более 5 тыс. позиций.

На организованной площади в одном из корпусов «Авиастар» производятся операции по сборке панелей на все шесть отсеков фюзеляжа, люков и дверей. Работы выполняет существующий персонал структурного подразделения. Основные работы по проекту ведутся в цехах заготовительно-штамповочного, механо-каркасного, механосборочного, металлургического и агрегатно-сборочного производств завода.

Панели для серийных Ил-114-300 будут выпускаться на вновь организованном участке клепки в цехе сборки составных частей агрегатов. В сентябре 2021 года было завершено выполнение контракта, заключенного между «Авиастар» и компанией МСУ-7, который предусматривал выполнение комплекса строительных работ и поставку оборудования в рамках реализации проекта по Ил-114-300. В октябре была завершена работа по документальному оформлению и подписанию итоговых актов выполненных работ по контракту.

«Основные задачи проекта – организация производства на существующих производственных площадях с реконструкцией и техническим перевооружением отдельных участков для обеспечения программы выпуска самолетов Ил-114-300 в рамках кооперации, повышения качества выпускаемой продукции за счет внедрения современного оборудования и технологий, – рассказывает директор по строительству и сопровождению государственных и федеральных целевых программ “Авиастар” Павел Горбовой. – При реализации данного контракта возникали проблемы разного рода, в том числе с учетом обстановки по заболеваемости COVID-19. Но это специфика стройки, тем более в действующем производстве. Тем не менее, несмотря на все трудности, хочу отметить, что контракт завершен досрочно – на два месяца раньше установленного срока. Это также является достижением для нашего подразделения».

Реконструкция плюс техперевооружение

Панель готовится к отправке из Ульяновска в Нижний Новгород
Панель готовится к отправке из Ульяновска в Нижний Новгород

По результатам завершенного контракта в цехе сборки составных частей агрегатов был организован участок сборки панелей фюзеляжа, дверей и люков. В рамках реконструкции была обустроена площадка, организован участок сборки панелей фюзеляжа, дверей и люков, выполнено устройство двухэтажной встройки на «зеркале» цеха для размещения комнат мастеров.

По тому же контракту в термическом цехе была реконструирована площадка под установку новой печи. В рамках же технического перевооружения был введен в эксплуатацию агрегат для закалки деталей из алюминиевых сплавов в термическом цехе. Кроме того, в конце 2020 года и начале 2021 года по тому же контракту на «Авиастар» были поставлены три координатно-измерительные машины – измерительная рука и два лазерных трекера в цехе сборки составных частей агрегатов. Они крайне востребованы в производстве.

«Для работы специалистов сборочного цеха с конструкторской и технологической документацией, планирования и учета комплектации, хода сборочных работ, разработки документации технологических процессов сборки, контроля и приемки выполненных работ, информационного взаимодействия с другими подразделениями на участке сборки предусматриваются автоматизированные рабочие места и информационные панели», – поясняет Павел Горбовой.

Работы по организации серийного производства агрегатов для Ил-114-300 в Ульяновске продолжаются. В цехе сборки составных частей агрегатов предстоит создать роботизированный комплекс для автоматической клепки люков и дверей.