Евгений Розенталь, директор компании "Розенталь Групп"
"де-юре" - собственники
"де-факто" - компании
Почему? Процедура принятия решений сложная и трудоёмкая.
Общее собрание и принятие решений собственниками жилья - основа всего жилищно-коммунального хозяйства с любой точки зрения: с юридической, фактической, моральной. Я считаю, что это очень правильно, когда собственники нанимают компанию для управления домом. Но, еще более правильно, когда нанятые собственниками компании действуют, опираясь на решения и мнения собственников.
Сегодня часто мы видим, что организация традиционного голосования - процесс весьма трудоемкий. Законодательные и исполнительные органы власти это тоже понимают, поэтому несколько лет назад стали активно внедрять электронное голосование и в законодательство, и в государственные электронные платформы. Был создан соответствующий раздел в Жилищном кодексе РФ, прописана процедура проведения электронного голосования. И вот уже несколько лет этот способ голосования популяризируется.
Но, что мы видим «на земле»? А «на земле» мы видим, что электронное голосование не только не стало самым распространенным, но и показывает скудную динамику развития из года в год. На первый взгляд — это странно. Но если глубоко разобраться в вопросе, то многое становится очевидным. И у меня есть своя точка зрения почему именно так происходит.
Некоторые любят прикрываться громкими фразами о том, что у нас, мол, сегодня низкий уровень цифровизации населения. Еще бы лет десять назад я мог бы согласиться с таким утверждением. Но сегодня называть это основной причиной слабого использования электронного голосования неправильно. Даже в совсем не новых домах, где преобладающая часть — это пожилое население, примерно 55 процентов жителей регистрируются в наших электронных системах. А 55 процентов — это вполне достаточное количество для принятия любого решения в многоквартирном доме: кворум с таким показателем есть.Так что жаловаться на низкую Интернет-активность сегодня нельзя.
Значит, есть другие причины. Одна из них - в целом низкая активность населения по всей стране. Люди неохотно принимают участие в традиционном голосовании: не все интересуются, чем живет их дом, какие в нем проблемы, как их можно решить. Но, в отличие от проведения традиционных собраний, при электронном голосовании мы можем собственникам чаще напоминать о нем и давать более удобный инструмент для принятия соответствующих решений.
Но и низкую активность населения я бы не стал рассматривать как основную причину пассивности собственников. Ведь нашей управляющей компании всё-таки удается собирать кворумы традиционным способом, значит, люди не так "безнадежны" и ленивы.
Стараемся найти другую причину и в поле зрения попадает еще одна- отсутствие платформ или их низкое качество для проведения электронного голосования. Но и здесь всё не так плохо!
Начнем с системы ГИС-ЖКХ (Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства), на которой реализованы соответствующие функциональные возможности. Потом рассмотрим огромное количество коммерческих платформ, находящихся в различной степени готовности. Их сегодня десятки на рынке и ими можно потенциально воспользоваться для проведения электронного голосования. И всё это не дает нам повода обвинять людей, кто занимается цифровизацией отрасли, что они в чем-то не дорабатывают. Всё отлично работает, есть большой выбор. При желании можно найти оптимальную платформу для успешного проведения электронного голосования.
И вновь возвращаемся к исходному вопросу: почему всё-таки электронное голосование так слабо развивается? И, как мне кажется, я смог частично найти ответ на этот вопрос и хочу поделиться своим мнением.
Законодатель, когда прописывал процедуру проведения электронного голосования, определил несколько базовых требований: сроки (не более 5 дней), при проведении электронного собрания принимать только электронные голоса и, прежде чем провести электронное голосование, надо обязательно утвердить данную систему в качестве площадки для проведения электронного голосования на традиционном (обычном) голосовании. И, соответственно, голосовать электронно могут только те, кто подтвердил свою электронную подпись - простую или квалифицированную. То есть свои действия мы должны подтвердить кодом, который приходит SMS-сообщением к нам на телефон. И вот в совокупности этих требований я вижу причину почему до сих пор электронное голосование не стало популярным.
Первый барьер — это утверждение площадки для голосования на обычном собрании. Не понимаю: в чем смысл этого действия? Тем более никаких конкретных требований к этой площадке не предъявляется. Единственный смысл, который закладывался в это действие законодателем, как я вижу - это дать возможность ГИС-ЖКХ быть приоритетной площадкой по отношению к другим коммерческим, которые тоже существуют на рынке. То есть утверждение государственной площадки предварительно не требуется, а все остальные нужно утвердить!
Это совершенно не нужное никому препятствие! Нужно дать всем равные возможности, равный доступ: и собственникам, и цифровым системам, чтобы активно внедрять систему электронного голосования.
Второй барьер я вижу в следующем. Почему собрание собственников мы можем проводить очно-заочно, а комбинированным способом, с использованием заполнения традиционных бумажных бланков и электронных бланков, законодательно не предусмотрено? Нонсенс!
Я уверен, что если бы такую возможность законодатель прописал и дал бы возможность внедрения электронного голосования не ультимативно (либо только электронное, либо только традиционное), а собственники сами выбирали как голосовать на одном и том же собрании, то преимущества были бы очевидны.
Главное из них - все бы были потенциально допущены к принятию решения: и пожилые, для которые Интернет сложен в использовании, и молодые. У них тогда появилась бы одинаковая возможность влиять на результаты голосования. Я уверен, что если бы это было предусмотрено, то постепенно количество голосовавших электронным способом, только бы увеличивалось, а тех, кто заполняет бумажные бланки, уменьшалось. И за этот период, который мы фактически стоим на месте, страна бы полностью перешла на электронное голосование. Нужно было просто дать законодательно возможность людям комбинировать собрание традиционное с электронным. Письменные бланки администратор уже может вносить в систему самостоятельно. Ни один голос не был бы потерян и все могли бы видеть результаты голосования в режиме реального времени!
Разработчики тоже стали исходить из прямых требований законодательства и не давали в своих системах возможность комбинировать способы голосования. И ГИС-ЖКХ это не предусматривает.
Наша компания стала первой, которая дала техническую возможность одновременно голосовать и электронно, и традиционно! Такое голосование мы проводим уже второй год и никакого нарушения закона, по нашему мнению, тут нет!
Мы со своими собственниками проводим сейчас голосование именно таким образом. Кто-то заполняет бумажные бланки, кто-то отдает свой голос через приложение или личный кабинет. И мы видим, что с каждым годом всё активнее используется именно электронное голосование, что только подтверждает правоту моих слов, сказанных выше. Право выбора — это всегда двигатель прогресса! Я уверен, что через 3 года мы сможем собирать кворум из голосов, переданных электронно.
Я не сомневаюсь, что если у кого-то вдруг возникнет вопрос в законности такого комбинированного голосования, то и в суде нашу схему мы сможем защитить. Мы не нарушаем закон, мы никак не искажаем мнения собственников! Мы просто прописанное в законодательстве сделали более эффективным в работе.
У нас есть и бланки, полученные через Интернет - легитимные и подписанные людьми электронной подписью, и бумажные бланки - прошитые, сданные в органы государственного жилищного надзора, их тоже самостоятельно заполнили люди. Мы это делаем не ради того, чтобы как-то исказить результаты голосования. Мы дали собственникам удобный способ выражения своего мнения по тому или иному вопросу. И тут не важно, собственник активен в Интернете или только начинает им пользоваться, а может в силу возраста вообще не пользуется Всемирной паутиной. Все равны!
Я уверен, что сегодня это единственная актуальная и жизнеспособная система. Если законодатель эти изменения внесет, то система будет развивается мгновенно.
Те, кто один раз убедился в удобстве электронного голосования, больше к бумажным бланкам не возвращается.
Мы за два года заметили, что электронно голосовать хотят все, но не все хотят проходить процедуру подтверждения электронной подписи. И мы сейчас предусмотрели систему как в каршеринге: заявление заполняется электронно, отправляется с сэлфи-фотографией с раскрытой первой страницей паспорта и с указанием номера телефона, куда SMS-сообщением отправлять код подтверждения. Кто хочет, может прийти в офис управляющей компании и написать заявление лично, указав свои данные. Опять же - есть право выбора! Процесс мы упростили и результат сразу виден.
Я очень хочу, чтобы, прочитав мою статью, все представители нашего профессионального сообщества обратили внимание на изъян в законодательстве о совмещении способов голосования и совместными усилиями мы всё-таки ускорили внесение корректировок в законодательство.
В этом сегодня заинтересованы все: и управляющие компании, и собственники жилья, и разработчики автоматизированных систем. Это обязательно всколыхнет отрасль, рост динамики будет колоссальный: чаще начнут приниматься важные решения, активнее собственники станут принимать участие в управлении домом. В итоге, мы улучшим качество жилищной услуги, так как она будет учитывать мнения населения.