Найти в Дзене
ОССП оператор

То ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет

Перепады температуры - опасные спутники водителей весной. За ночь подтаявший снег превращается на обычных дорогах в лёд и может стать причиной ДТП, поэтому стоит быть особенно внимательными за рулём в этот период. Но знали ли вы, что так было не всегда? Рассказываем, почему когда-то снег не счищали, а накидывали на проезжую часть, как сегодня разные страны борются с осадками, и кто использует их для туристической выгоды, а также, что делает компания ОССП для борьбы со снегом.

Готовь сани летом

Уборка снега далеко не всегда была проблемой. Более того, чуть больше 150 лет назад зимой снег не только не убирали, но и наоборот, кидали на дороги и мосты. Причина вполне прагматичная: после утрамбовки лёд и снег делали неровные дороги более гладкими, а вместо повозки просто использовали сани.

Тем не менее, развитие городов, дорог и транспорта привело к необходимости вывозить снег. Первая снегоуборочная техника появилась примерно в 60-е годы 19 века в США и представляла собой конную повозку, оснащенную специальными приспособлениями для "сбора" снега. Позднее уже появились очистители на основе корпусов грузовых автомобилей и тракторов.

Нью-Йорк, 1900 год, уборка снега. Фотография от пользователя LastDavinci на flickr.com, источник Pinterest.
Нью-Йорк, 1900 год, уборка снега. Фотография от пользователя LastDavinci на flickr.com, источник Pinterest.

В начале 20 века развитию парка уборочной техники способствовало расширение авиационной промышленности. Снег и лёд могли стать причиной падения самолёта, поэтому аэропорты начали наращивать парк уборочной техники, которая чистила взлетно-посадочные полосы и прилегающую территорию.

Тогда же появился и первый опыт использования соли в качестве помощника в борьбе со льдом. Правда, вскоре "дорожные службы" заметили, что она вызывает коррозию металлических конструкций и обуви пешеходов. Тем не менее, из-за возрастающего количества аварий зимой, этот метод продолжали использовать почти до 70-х годов 20 века. Затем появились более эффективные и безопасные альтернативные химикаты против обледенения дорог.

Как убирают снег сейчас

Самая большая неприятность на любой дороге зимой - образование наката, слоя снега, уплотнённого автомобилями. Существует два способа борьбы со скользкими дорогами - профилактический и ликвидационный. Тот или иной выбор зависит от климатических условий и состояния дорожного полотна. В первом случае обслуживающие дороги службы стараются "предупредить" образование наледи, во втором - устранить уже образовавшийся снежный накат.

При этом техника помогает сгребать, подметать снег, вывозить его в места сбора (свалки снега, снегоплавильни) и распылять реагенты.

Уборка снега на дороге М-11
Уборка снега на дороге М-11

В контексте мирового опыта

Российские эксперты считают, что по количеству осадков зимой к России ближе всего находится разве что Канада. Тем не менее, уборка снега - проблема не эксклюзивная, а подходы к ее решению существенно отличаются от страны к стране и даже от города к городу.

В США, в частности, существует правило, согласно которому в течение трёх часов после окончания снегопада все основные дороги должны быть расчищены. Государственные службы чистят национальные хайвеи, муниципальные – городские дороги. В небольших городах чисткой часто занимаются местные волонтеры, а владельцы частных домов и предприятий на своей территории делают это самостоятельно, иначе им грозит штраф.

Главным помощником по уборке в северных штатах, как правило, становятся снегоуборочные машины со специальным прицепом, позволяющим чистить сразу 3-4 полосы дороги – TowPlow. А вот использовать химию запрещено, поэтому весь собранный снег американцы топят в специальных "плавильных".

Уборка снега в США, источник Cleveland.com
Уборка снега в США, источник Cleveland.com

В Финляндии власти действуют на опережение, утверждая план уборки ещё до того, как снег выпал. Как только дорожные службы получают предупреждение о грядущих осадках, они выводят необходимую технику на дороги. Кстати, помочь коммунальщикам в уборке могут все желающие горожане. Им даже выдадут нужную ручную технику. Правда, для этого нужно пройти специальные курсы по уборке городских дорог.

Уборка снега в Финляндии, источник Wikipedia. Автор Petri Krohn
Уборка снега в Финляндии, источник Wikipedia. Автор Petri Krohn

Для борьбы со льдом в Финляндии используют песок (за городом) и каменную крошку (в городе). При этом соль практически не используют, одним из аргументов против стал повышенный интерес к ней со стороны лосей и оленей. Они выходят на дорогу и слизывают ее, создавая риск ДТП.

Финансирования на уборку снега не жалеют в Норвегии: зимой северная страна тратит около 200 млн евро ежедневно. Из-за популярности велосипедов в Норвегии даже есть две отдельные службы, отвечающие за чистку автомобильной дороги и велосипедной.

Чтобы избавиться от обледенения, они используют горячий гравий (мелкий песок или гравий смешивают с водой и нагревают до 95 градусов), который очищает дорогу до самого асфальта.

Уборка снега в Норвегии, источник YouTube
Уборка снега в Норвегии, источник YouTube

В социальных сетях ОССП мы писали о таком явлении в Японии, как "снежные коридоры". Зимой осадков на севере страны Восходящего солнца выпадает настолько много, что коммунальные службы полностью убрать их попросту не могут, поэтому техника сбрасывает снег в сторону, создавая знаменитые коридоры со снегом по обеим сторонам высотой до 10 метров. Посмотреть на это прилетают туристы со всего мира. Кстати, часть средств от туристического бизнеса идёт на снегоуборку.

Очищенная от снега дорога в Японии, источник Flickr.com, Pinterest
Очищенная от снега дорога в Японии, источник Flickr.com, Pinterest

Японцы не используют химию, только специальную технику - тракторы, экскаваторы, грейдеры. Кроме того, во многие магистрали и мосты в стране встроен подогрев, что облегчает процесс.

Уборка по правилам

В России уборка снега и льда регламентирована: ещё в 2003 году Минтранс утвердил «Руководство по борьбе с зимней скользкостью». Согласно документу, время, отведенное на удаление снега с проезжей части, не должно превышать четырех часов.

Несмотря на это, в «ОССП» стараются эти показатели совершенствовать и как можно быстрее устранять последствия непогоды. В совместном парке ОССП/МТТС находится вся необходимая техника, включая автогрейдеры, комбинированные дорожные машины, тракторы и тракторы-экскаваторы, фронтальные погрузчики и шнекороторные снегоочистители.

Снегоуборочная техника на М-11
Снегоуборочная техника на М-11

Зимой оператор обрабатывает обслуживаемые участки не менее нескольких раз в день, а при необходимости направляет дополнительную технику.

Кстати, в ОССП также против опасных химикатов. Для борьбы со льдом компания использует специальные реагенты, безопасные для окружающей среды, но препятствующие замерзанию воды при определенных температурах. В снежную и слякотную погоду чаще всего это твёрдые вещества, а в сухую погоду и при гололёде – жидкие.

Водители по всему миру привыкли к чистым и бесснежным дорогам - уровень сервиса с годами только совершенствуется и это касается, в том числе и российских магистралей. Отсюда и раздражение, когда снег не убран.

Тем не менее, если пристально изучить проблему, то можно увидеть: проблема актуальна только во время и после сильных снегопадов, нередко продолжающихся по нескольку суток. Несмотря на технический прогресс, дорожные службы не всегда могут моментально справиться с заносами, а тем более, остановить осадки. Поэтому так важно вносить свой посильный вклад - например, отказаться от использования личного автомобиля, чтобы хотя бы частично освободить дороги.