Найти тему
Литература о жизни

"Матренин двор" Солженицына: а был ли праведник? Нездоровые личные границы. Часть 2.

При всем моем сочувствии к главной героине рассказа, я продолжу разбирать, почему, на мой взгляд, она не может называться праведницей (о моей безусловной симпатии к ней как к простому человеку (если не "претендующему" на праведность) можно поговорить отдельно).

Отсутствие, непроработанность личных границ у главной героини

Вы спросите, ну какие еще границы в середине прошлого века. Это только сейчас все стали умные, о границах размышлять! А вот и нет. Личные границы были всегда, даже в патриархальном и православном русском обществе, и всегда люди делились на тех, кто умеет их соблюдать, и тех, кто не умеет. Вспомним героиню даже из еще более дальнего прошлого, чем 50-е годы 20 века - "величавую славянку" из поэмы Некрасова "Мороз, красный нос" (1863), у которой "не решится соседка ухвата, горшка попросить". Вот уж кто умеет спокойно сказать нет, и очень правильно делает. Это полный контраст героине Солженицына.

А другая героиня Некрасова (лучшего знатока крестьян из писателей того времени), Матрена Тимофеевна из "Кому на Руси жить хорошо"? Общество как нельзя более патриархальное, но эта женщина умеет уважать себя и потому уважаема всеми. Кстати, на мой взгляд, эта другая, некрасовская, Матрена гораздо ближе к праведности, хотя Некрасов ее на эту роль не выдвигает. Он просто восхищается ею как русской женщиной, и в его восхищении в данном случае я полностью солидарна.

Матрену же Солженицына, Матрену Васильевну, к сожалению, в деревне мало уважают, кроме нашего неприкаянного рассказчика, после тюрьмы нашедшего приют у нее одной.

Символ личных границ - ее дверь в дом - без стука может отворить любой:

Калитка была на запоре, но проводница моя не стала стучать, а просунула руку под низом и отвернула завёртку – нехитрую затею против скота и чужого человека.

Матрена не умеет говорить нет.

Тем более не обходилась без Матрёны ни одна пахота огорода.

И опять же, здесь нет никакой праведности, здесь только абсолютное неуважение к своему труду и времени, которое ей зеркалят и все окружающие. И полное равнодушие к собственной жизни и устроенности, которое тоже нормальной чертой характера не является. Это детская позиция, когда человек не хочет задумываться о том, как плохо он живет, и брать ответственность за это в свою голову.

Вместо того чтобы хлопотать о том, как удобрять нормально и ежегодно свою землю, чтобы было что кушать потом, она просто наивно восхищается другими огородами, но свою плохую жизнь не меняет, ведь это требует каких-то качественно иных психических усилий, чем просто ходить батрачить на других.

Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:
– Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать.
И Матрёна не могла отказать. Она покидала свой черёд дел, шла помогать соседке и, воротясь, ещё говорила без тени зависти:
– Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у неё! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!

Более здоровым поведением в данной ситуации было бы как раз испытать хотя бы небольшую трезвую зависть к картошке соседки - и подумать, а чем же я хуже-то? и почему у меня все так плохо?

Иногда в жизни не нужно гнушаться испытывать и гнев, и зависть, это естественные общечеловеческие чувства. И они сподвигают нас проснуться ото сна, побыть честными с самим собой и задуматься о своей жизни, и это очень хорошо и признак готовности работать над своей жизнью.

Но задумываться о своих проблемах, признаваться себе в некрасивых чувствах зависти, гнева и что-то менять - это удел сильных и взрослых людей, это тяжело, это особый внутренний труд, которым Матрена заниматься не хочет. Легче (привычнее, в силу воспитания, видимо) быть глупой безответственной дурочкой, которой якобы ничего не надо и на которой все ездят. Вот и вся "праведность" в данном случае.

К сожалению, отсутствие личных границ - это прямая дорога в человекоугодничество. Это именно то качество, которое постоянно демонстрирует главная героиня.

Человекоугодничество и самоунижение

Почему-то у многих из нас, в основном у русских, у представителей старшего поколения и особенно женского пола, считается признаком доброй возвышенной души - отдавать ближнему все лучшее, а себе оставлять все самое худшее. Вот так и для рассказчика. Он трогательно любит Матрену за ее готовность всегда себя задвинуть на самое последнее место, после всех остальных:

Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо.

Конечно, по автору, это один из признаков праведности. Нет! Это просто еще один признак ее внутренней программы самоуничтожения.

Позиция пассивной жертвы: праведник, или просто страдалица в охотку?

Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом;

(и дальше долгое перечисление этих несправедливостей)

Все ведь потому, что она не встала в активную позицию, не проявила заботу о себе, не добилась нужной справки. Но заметим, как автор употребляет здесь неопределенно-личную форму глагола (наворочено было....). То есть кто-то там сильно что-то "наворотил" над бедной Матреной, она-де здесь ни причем. Я согласна, что несправедливостей много, но и она - при чем. Не захотела до конца хлопотать о себе - муторно ведь слишком, требует выхода из привычной среды, из зоны комфорта. Лучше так прожить как-нибудь. Эффективно и настойчиво заботиться о себе - как-то стыдно.

Не получается у нее добыть справки и о муже, чтобы получать пенсию за утерю кормильца, а за ее работу в колхозе ей пенсии вообще не полагалось. Вместо того чтобы продолжать добывать жизненно необходимые справки, она в какой-то момент опускает руки и ходит по лесам за ягодами, потому что ей это милее и привычнее.

Но ведь если ты предпочитаешь оставаться в роли жертвы, то априори получается, что есть некий злодей напротив. То есть жертва поддерживает в другом человеке злодейскую его составляющую, подпитывает ее. Это и делает Матрена - с жадными сестрами, с алчным Фаддеем. Они продолжают быть жадными и хищными.

А праведник действует иначе - он не жертва, он меняет злодея. Он не дает злодею возможности оставаться злодеем.

Ну, а человек адекватный (если даже не говорить о праведности, а просто о правильных базах личности), как минимум, просто не дает злодею шанса творить с ним самим лично что-то злое.

Но и здесь я еще не исчерпала все аргументы.

Читать заключение (часть 3 ).

Читать часть 1 - беспорядок в доме, беспорядок в голове