Женщина, которая поет. СССР, 1979. Режиссёр Александр Орлов. Сценарист Анатолий Степанов. Актёры: Алла Пугачева, Алла Будницкая, Николай Волков, Александр Хочинский и др. Композиторы: Леонид Гарин, Алла Пугачева, Александр Зацепин. 54,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Музыкальный фильм «Женщина, которая поет» был, по-видимому, задуман как драматический рассказ о нелегком пути певицы Анны Стрельцовой (аналогия с исполнительницей главной роли певицей Аллой Пугачевой очевидна уже здесь) к признанию, о своеобразном мире артистов эстрады.
Что ж, музыки и танцев здесь много. При этом большинство песен стали известными и успели запомниться еще до выхода картины в прокат. Прозвучали и специально написанные для фильма мелодии. Все они, быть может, хороши сами по себе, но не все, как мне кажется, сочетаются с экранным действием, а иные воспринимаются как вставные номера, снятые к тому же слишком традиционно. Словно нельзя было придумать чего-нибудь позрелищней и покрасочней....
Что касается сюжетной части, то никак не верится, что на экране происходит рождение певицы: как в начале, так и в конце фильма Анна Стрельцова поет с мастерством звезды. Остается лишь предполагать, что «рождение» заключалось в выборе «своей» песни. Но и тут надо сказать, что звучащая в самом начале «Песенка про меня» ничуть не уступает в искренности песне, давшей название картине.
Партнерам Аллы Пугачевой выделено так мало времени, что создать хоть сколько-нибудь убедительные образы они не в состоянии. Все-таки больше повезло Николаю Волкову. В своей по обыкновению мягкой, интеллигентной манере он играет доброго, немолодого уже человека, который, хоть и не поет, но зато пишет стихи...
В целом, благодаря стараниям Аллы Пугачевой, картина не превратилась в стандартное телешоу, но и, увы, осталась где-то на полпути между концертом и фильмом...
Александр Федоров
Женщины шутят всерьез. СССР, 1981. Режиссер и сценарист Константин Ершов. Актеры: Леонид Филатов, Михаил Битный-Шляхта, Ирина Мельник, Ольга Матешко, Евгения Стерлик, Анатолий Адоскин, Михаил Светин и др. 7,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
А что если усложнить «лирическую комедию» ретроспекциями? Наполнить пространство кадра многозначительными символами? Совместить несколько жанров? Подобрать модное изобразительное решение? Что получится в итоге?
К примеру, — фильм Константина Ершова «Женщины шутят всерьез».
В центре сюжета картины — судьба бывшего футболиста, а ныне историка Бориса (Леонид Филатов). В его воспоминаниях возникают три женщины, по иронии судьбы носящие одно и то же имя — Женя.
Поставлена эта незамысловатая история с претензией на философичность. Временные перебросы. Смена черно-белых, вирированных и цветных кадров. Внутренний и «внешний» монолог. «Поэтические» рапиды...
Но хрупкая фабула трещит под непомерно тяжкой ношей. Диалоги героев на редкость примитивны и необязательны. Ретро-эпизоды поставлены небрежно, с нарушением примет времени конца 1940-х и 1950-х годов. Крайне неудачен выбор актрис на главные женские роли. Непереносимо манерен, порой просто безвкусен изобразительный ряд (оператор Николай Кульчитский).
Однако решающий просчет картины — неопределенность жанра. Эксцентрические эпизоды плохо монтируются со сценами под Бергмана и Тарковского (воображаемая встреча Бориса с учителем истории), с бытовым психологизмом или «поэтическим кино» колышущихся трав и льющихся водяных струй.
Уже к середине фильма ясна его основная мысль: для главного героя существовала только одна любовь, которую он искал всю жизнь. Однако это вновь и вновь разжевывается с экрана. Банальность, даже возведенная в «философствующий» квадрат, не превратится в откровение.
В прежней работе режиссера — «Человек, которому везло» — тоже говорилось о счастье, призвании и любви. Картина была поставлена скромно, отчего только выиграла.
«Женщины...», претендуя на авторскую исповедальность и современный киноязык, обернулись дешевой эклектикой...
Александр Федоров