Найти тему
Охотник за Мечтой

Эпоха фейков: как фейки создают, зарабатывают на них деньги, и как отличить фейк от объективного сюжета

Фейк - это не то, что вы увидели, а то, что почувствовали. Артур Феллиг - мастер фотографии середины 20-го века, специализирующийся на шок-контенте
Фейк - это не то, что вы увидели, а то, что почувствовали. Артур Феллиг - мастер фотографии середины 20-го века, специализирующийся на шок-контенте

Как я стал жертвой фейка

Я был молодым и глупым и не знал, что в России есть специальный телеканал, специализирующийся на фейках. Мне показали достаточно длинный сюжет о московской подземке и всякой чертовщине, которая там творится: видеосъёмки, интервью с очевидцами, даже высказывания знаменитостей...

Всё было настолько убедительно, что у меня волосы начали дыбом вставать.

Сомнения появились в самом конце программы, когда речь зашла о коврах-убийцах. "Ребята перегнули палку" - подумал я и начал гуглить.

Оказалось, что после программы о коврах-убийцах многие москвичи повыбрасывали в панике свои ковры прямо из окон квартир.

Так передо мной открылась истина.

Создание фейков - это целая индустрия, в которой трудятся команды профессионалов: сценаристы, режиссёры, актёры, операторы... Это похоже на создание художественного фильма, с той лишь разницей, что когда вам показывают художественное кино, то предупреждают, что это вымысел.

Зачем нужны фейки?

-2

Деньги

Как профессиональный блогер заявляю:

1. Информация - это товар.

2. Фейк продать проще.

Полки книжных магазинов ломятся от художественной литературы (в том числе не самого лучшего качества), художественные фильмы пользуются большим спросом, чем документалка. Религия интереснее науки, а сказка привлекательнее научной монографии.

Владелец информационного транслятора живёт на рекламе. Его доходы напрямую связаны с числом подписчиков. Число подписчиков тем выше, чем привлекательнее информация. Поэтому на моём канале (и на любом другом) серьёзные статьи набирают значительно меньше просмотров, чем развлекательный контент.

Развлечение продаётся лучше, а фейк - это развлечение, так как он апеллирует к эмоциям.

Фейки бывают и в природе: так росянка приманивает комара, чтобы его сожрать.

-3

Манипулирование

Это касается создания фейков в политических целях. Принципы те же самые, только заказчиком выступает не бизнес, а государство. А фейк именуется "пропагандой".

Большую роль в создании фейка играет шок-контент. То, что пугает - привлекает сильнее всего. Между куском мяса и саблезубым тигром мозг выберет тигра - это важнее для выживания. Поэтому фейки как правило совмещены с шок-контентом.

У меня как у блогера нет прав на создание шок-контента (и это правильно): Дзен блокирует подобные материалы. А у государства полная монополия в этом отношении, как у церкви на грехи.

Три правила, позволяющие отделять зёрна от плевел

1. Маркер.

У фейка есть отличительная черта - он всегда на грани сенсации. Вспомним слова гения современности Карла Сагана:

Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств.

Если мы сталкиваемся с чем-то необычным, есть смысл это перепроверить.

2. Ещё маркер.

Эмоциональность. Шок-контент и другое наполнение фейка - это апелляция к эмоциям. Когда сюжет давит на эмоции, есть смысл особое внимание обратить на цифры и факты.

3. Проверка.

В эпоху Тырнета осуществить проверку информации проще, чем когда бы то ни было: было бы желание. Иногда нам просто лень пару раз ударить по клавишам, чтобы познакомиться с альтернативным мнением. Но если цель - стать ближе к реальности, то знакомство с несколькими точками зрения позволит хотя бы часть зёрен отделить от плевел.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК

#политика #фейки #информация #новости #пропаганда #идеология #психология #мышление #манипуляции #общество