Как я стал жертвой фейка
Я был молодым и глупым и не знал, что в России есть специальный телеканал, специализирующийся на фейках. Мне показали достаточно длинный сюжет о московской подземке и всякой чертовщине, которая там творится: видеосъёмки, интервью с очевидцами, даже высказывания знаменитостей...
Всё было настолько убедительно, что у меня волосы начали дыбом вставать.
Сомнения появились в самом конце программы, когда речь зашла о коврах-убийцах. "Ребята перегнули палку" - подумал я и начал гуглить.
Оказалось, что после программы о коврах-убийцах многие москвичи повыбрасывали в панике свои ковры прямо из окон квартир.
Так передо мной открылась истина.
Создание фейков - это целая индустрия, в которой трудятся команды профессионалов: сценаристы, режиссёры, актёры, операторы... Это похоже на создание художественного фильма, с той лишь разницей, что когда вам показывают художественное кино, то предупреждают, что это вымысел.
Зачем нужны фейки?
Деньги
Как профессиональный блогер заявляю:
1. Информация - это товар.
2. Фейк продать проще.
Полки книжных магазинов ломятся от художественной литературы (в том числе не самого лучшего качества), художественные фильмы пользуются большим спросом, чем документалка. Религия интереснее науки, а сказка привлекательнее научной монографии.
Владелец информационного транслятора живёт на рекламе. Его доходы напрямую связаны с числом подписчиков. Число подписчиков тем выше, чем привлекательнее информация. Поэтому на моём канале (и на любом другом) серьёзные статьи набирают значительно меньше просмотров, чем развлекательный контент.
Развлечение продаётся лучше, а фейк - это развлечение, так как он апеллирует к эмоциям.
Фейки бывают и в природе: так росянка приманивает комара, чтобы его сожрать.
Манипулирование
Это касается создания фейков в политических целях. Принципы те же самые, только заказчиком выступает не бизнес, а государство. А фейк именуется "пропагандой".
Большую роль в создании фейка играет шок-контент. То, что пугает - привлекает сильнее всего. Между куском мяса и саблезубым тигром мозг выберет тигра - это важнее для выживания. Поэтому фейки как правило совмещены с шок-контентом.
У меня как у блогера нет прав на создание шок-контента (и это правильно): Дзен блокирует подобные материалы. А у государства полная монополия в этом отношении, как у церкви на грехи.
Три правила, позволяющие отделять зёрна от плевел
1. Маркер.
У фейка есть отличительная черта - он всегда на грани сенсации. Вспомним слова гения современности Карла Сагана:
Экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств.
Если мы сталкиваемся с чем-то необычным, есть смысл это перепроверить.
2. Ещё маркер.
Эмоциональность. Шок-контент и другое наполнение фейка - это апелляция к эмоциям. Когда сюжет давит на эмоции, есть смысл особое внимание обратить на цифры и факты.
3. Проверка.
В эпоху Тырнета осуществить проверку информации проще, чем когда бы то ни было: было бы желание. Иногда нам просто лень пару раз ударить по клавишам, чтобы познакомиться с альтернативным мнением. Но если цель - стать ближе к реальности, то знакомство с несколькими точками зрения позволит хотя бы часть зёрен отделить от плевел.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК
#политика #фейки #информация #новости #пропаганда #идеология #психология #мышление #манипуляции #общество