Современная российская история показывает, что отход от конституционных принципов светскости государства, нарушения властью прав человека в сфере свободы совести стимулирует рост этнической напряженности вплоть до сепаратизма и вооруженных конфликтов.
Политика религиозной нейтральности является единственным уникальным инструментом для обеспечения равенства верующих и неверующих, защиты достоинства каждого человека и гражданина. Провозглашение свободы совести и светского государства многие отечественные и зарубежные правоведы относят к важнейшим завоеваниям человечества [1].
Некоторые российские ученые Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Ю.И. Стецовский рассматривают светское государство как государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.
Такого же мнения придерживается А.Е. Постников. Он пишет, что «Российская Федерация является светским государством, т.е. никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной» [2, с. 74]. Также большинство ученых сегодня говорят о том, что миру известны три основные модели взаимодействия религиозных объединений и государства: первая определяется наличием в стране религии со статусом государственной, вторая – статусом отдаленности церкви от государства – светское государство и третья – модель теократического государства, в котором власть принадлежит представителям определенной конфессии [3, с. 57].
Светскость – качественная характеристика государства, выражающая наличие установленного в правовой системе и осуществляемого в реальной общественной жизни разделения полномочий и функций органов государственной власти и местного самоуправления с управленческими структурами религиозных организаций.
Светское государство не зависит от какой-либо религии или церкви, это государство, власть которого распространяется только на область мирского. И церковь также независима от политического или государственного управления.
В связи с преобразованиями в стране начале 90-х гг. ХХ в. коммунистические идеалы и партийная идеология, казалось бы, непоколебимые, рушились, в духовном сознании людей образовался вакуум, количество конфессий, действующих на территории Российской Федерации и в некоторых районах в них, резко возросло. Кроме того, расширились сферы деятельности религиозных организаций, которые начали заниматься благотворительной, просветительской, издательской и другой деятельностью. Все эти изменения должны были, конечно, быть адекватно отражены в законодательстве и, прежде всего, в основном законодательстве страны, значение которого было очевидным.
В ходе разработки Конституции РФ Россия виделась ее создателям как подлинно светское государство, независимость властных институтов от церкви рассматривалась как составная часть государственного суверенитета [4, с. 320]. Принцип светского государства для разработчиков, членов конституционной комиссии и государства-члена был необходим для того, чтобы конституция обеспечила права всех верующих, а также неверующих. Однако в ходе работы над ней эту характеристику государства исключили, и статья стала в основном характеризовать форму государства. По этому поводу очень четко высказался член рабочей комиссии по доработке проекта Конституции на заседании 18.06.1993 А.Я. Слива: «Мы руководствовались тем, что если сюда добавить «светское», то возникает вопрос о социальном, и количество характеристик государства, переходящее в качество, сделает вообще неудобночитаемой эту часть. Поэтому мы ограничились только «суверенным демократическим федеративным правовым» – четырьмя элементами» [5, с. 13].
В целом при разработке текста Конституции Российской Федерации формы и методы укрепления свободы вероисповедания постепенно углублялись и развивались. Были учтены различные мнения и пожелания, что в конечном итоге привело к принятию относительно прогрессивных стандартов, соответствующих внутренним интересам и международным стандартам в этой области. Окончательная версия ст. 14 и 28 Конституции Российской Федерации призваны избежать возможных будущих неточностей в законодательстве и охватывают большое количество возможных жизненных ситуаций.
В Конституции 1993 г., таким образом, были заложены основания для формирования светского государства. Российская Федерация – светское государство. И.В. Понкин различает две существенные группы светского государства признаков: отделение религиозных объединений от государства и недопустимость установления общеобязательной религии. В рамках первой группы он рассматривал следующие признаки: – независимость государства от религиозных объединений и независимость религиозных объединений от произвольного, не основанного на законе вмешательства, государства; – недопустимость смешения и подмены компетенции государства и религиозных объединений; – недопустимость признания религиозных норм или решений религиозных организаций в качестве источников права в государстве.
В качестве признаков второй группы И.В. Понкин называл: – запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной; свободу мировоззренческого самоопределения; – равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии; – равенство религиозных, а также общественных объединений перед законом [6, с. 29].
Россия пытается внедрять светскую политику, однако на практике эта концепция реализуется по-разному, в силу национальных, исторических, политических и других причин. Как утверждает ряд исследователей, светская модель, выбранная Российской Федерацией, не идеальна и имеет как позитивные, так и негативные проявления. Но она является предпочтительной в многоконфессиональном государстве, так как позволяет наиболее эффективно защитить основные права и свободы человека и гражданина.
Таким образом, можно сказать, что история развития цивилизаций свидетельствует, что светское государство может признавать определенный, а иногда и весьма значительный вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия населения страны.
Помимо материально-финансового благополучия им еще и необходима так называемая соответствующая духовная аура. Религия в Российской Федерации выполняет объединительную миссию. Именно такую роль играет религия в мире. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.
Библиографический список:
1. Durham С. Religious Freedom in a Worldwide Setting: Comparative Reflections» // Pontifical Academy of Social Sciences. 2011. April 30.
2. Конституционное право России: учебник / Под ред. А.Е. Постникова. – M., 2007. – 74 с.
3. Тагиева Т.Ю. Проблемы совершенствования отечественного законодательства о свободе совести // Вестник Гуманитарного университета. – Екатеринбург, 1996. – № 1. – С. 57-58.
4. Из истории создания Конституции Российской. Конституционная комиссия: Стенограммы, материалы, документы (1990-1993): в 6 т. – М.: Волтерс Клувер, 2007. Т. 3/2: Июль–декабрь 1992 года. – 320 с.
5. Конституционное совещание: стенограммы. Материалы. Документы: в 21 т. – М., 1995. Т. 12. С. 13.
6. Понкин И.В. Современное светское государство: конституционно-правовое исследование. – М.: Юристъ, 2006. – С. 29.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43123307