Найти тему
Александр Снитовский

Кто такие художники-передвижники

Санкт-Петербург. Императорская Академия художеств
Санкт-Петербург. Императорская Академия художеств

9 ноября 1863 года. В Академии художеств громкий скандал, и такого стены наитишайшего учебного заведения не могли представить даже в самом страшно сне. После того, как совет профессоров объявил тему экзаменов, а тогда студентам-художникам предложили изобразить "Пир в Валгалле", 14 талантливейших учеников, заявив, что это никак не отражает современную жизнь России, потребовали тему сменить.

"Бунт четырнадцати"
"Бунт четырнадцати"

Получив отказ, они, один за другим, покинули академическую аудиторию и оставили вице-президенту, князю Гагарину, бумаги с требованием выдать каждому диплом, соответствующий тем медалям, которыми награждены. В историю России это событие вошло как «Бунт четырнадцати».

Портрет вице-президента Императорской Академии художеств князя Г. Г. Гагарина
Портрет вице-президента Императорской Академии художеств князя Г. Г. Гагарина

Причин для протеста было несколько. Молодое поколение не желало мириться с засильем библейских и мифологических сюжетов во время учебы; им осточертел парадный академизм; а заодно молодежь требовала еще и свободу творчества. Бунтари объединились в артель художников и, таким образом, создали первую в истории российского искусства независимую творческую организацию, немного напоминавшую коммуну из романа Чернышевского «Что делать?».

Собрание Артели художников. 1860-е, Иван Крамской
Собрание Артели художников. 1860-е, Иван Крамской

Артель стала успешно конкурировать с Академией, и вскоре, объединившись с московскими художниками, переродилась в Товарищество передвижных художественных выставок, вошедшее в историю движение Передвижников. Его вдохновителем стал Иван Крамской. Завороженные идеями демократии и мечтами о всеобщей свободе и благоденствии, Передвижники грезили об искусстве во имя служения народу, его просвещения и воспитания.

Иван Крамской, автопортрет
Иван Крамской, автопортрет

Эти стремления были зафиксированы в уставе товарищества: «Товарищество имеет целью устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок. Во-первых, для возможности жителям провинции знакомиться с русским искусством и следить за его успехами. Во-вторых, для развития любви к искусству». Эти пункты стали определяющими в деятельности товарищества.

Товарищество передвижных художественных выставок
Товарищество передвижных художественных выставок

Они сделали искусство независимым от самодержавия и приблизили его к населению страны. И это тот редкий случай, когда население оценила инициативу, в отличие от многих других хождений в народ, популярных в России во второй половине 19 века.

Передвижники
Передвижники

Подтверждением этому стал огромный успех первой же выставки Передвижников, которая открылась 11 декабря 1871 года в Санкт-Петербурге. На ней зрителям представили 47 произведений 16 художников во всех популярных жанрах: историческом, бытовом, пейзажном и портретном.

Первая выставка передвижников
Первая выставка передвижников

Крамской писал своему другу художнику Федору Васильеву, который из-за болезни жил в Крыму: «Мы открыли выставку, и она имеет успех. По крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам.

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 год
Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 год

Ге «царит» решительно, затем Перов и даже называют вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова – есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клод, и Шишкин.

Пейзаж с охотником. Остров Валаам, Иван Шишкин
Пейзаж с охотником. Остров Валаам, Иван Шишкин

Но это все деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»».

Грачи прилетели. Алексей Саврасов
Грачи прилетели. Алексей Саврасов

Первая выставка путешествовала по России почти два месяца, и успела покорить Москву, Киев и Харьков. Самим художникам она принесла немыслимый доход – 4 400 рублей. Для сравнения, годовой доход всех выставок Академии художеств никогда не превышал 5 000 рублей, а участвовавшие в них мастера не получали ни гроша. Все деньги отчислялись в казну Министерства императорского двора.

1870-е. Слева направо: К. А. Савицкий, И. Н. Крамской, П. А. Брюллов, Н. А. Ярошенко, И. И. Шишкин
1870-е. Слева направо: К. А. Савицкий, И. Н. Крамской, П. А. Брюллов, Н. А. Ярошенко, И. И. Шишкин

Идеальная дисциплина во всем, что касалось распределения денег и организационных моментов, сослужило товариществу неплохую службу. Дело стало процветать. В середине 70-х годов большинство художников-передвижников обрели всероссийскую известность, а вместе с ней и долгожданную финансовую стабильность.

Передвижники
Передвижники

А Академия художеств забила тревогу. Бывшие наставники были уверены, что товарищество не только подрывало авторитет альма-матер, но и лишало Академию публики, а, значит, и денег. Так началось многолетнее противостояние Товарищества и Академии, прекратить которое неоднократно пытался знаменитый меценат Павел Третьяков.

Павел Третьяков
Павел Третьяков

«Кто действительно прав, покажет только время», - говорил он. Третьяков сыграл важнейшую роль в жизни передвижников, оказывая им как материальную, так и моральную поддержку. Многие картины были написаны именно по его заказу.

Березовая роща, Архип Куинджи
Березовая роща, Архип Куинджи

В 70-80-е годы 19 века деятельность товарищества достигла наивысшего расцвета. На тот момент оно объединяло практически всех талантливых художников. В его состав, кроме упомянутых выше, входили Куинджи, Васнецов, Паленов, Репин, Суриков, Серов, Нестеров, Левитан… Перечислить всех практически невозможно!

Покорение Сибири Ермаком, Василий Суриков
Покорение Сибири Ермаком, Василий Суриков

Однако закат передвижничества оказался таким же стремительным, как и его взлет. К концу своего существования товарищество стало одним из наиболее влиятельных отделений Академии художеств и переняло ряд характерных для Академии монополистических черт. К примеру, молодым «передвижникам» было запрещено выставляться где бы то ни было, кроме выставок товарищества. Вступление в его ряды превратилось в формальность, а отцы-основатели выдавали молодым художникам темы для сюжетов.

Ремонтные работы на железной дороге, Константин Савицкий
Ремонтные работы на железной дороге, Константин Савицкий

В 1923 году объединение перестало существовать, но за свои полвека оно подарило человечеству такое количество шедевров, что навсегда вошло в мировую историю искусства.

 Аленушка, Виктор Васнецов
Аленушка, Виктор Васнецов

Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на Telegram канал, где ежедневно выходят мои аудио-подкасты, репортажи и короткие видео на тему истории и личной жизни.

Увидимся на канале!