9 ноября 1863 года. В Академии художеств громкий скандал, и такого стены наитишайшего учебного заведения не могли представить даже в самом страшно сне. После того, как совет профессоров объявил тему экзаменов, а тогда студентам-художникам предложили изобразить "Пир в Валгалле", 14 талантливейших учеников, заявив, что это никак не отражает современную жизнь России, потребовали тему сменить.
Получив отказ, они, один за другим, покинули академическую аудиторию и оставили вице-президенту, князю Гагарину, бумаги с требованием выдать каждому диплом, соответствующий тем медалям, которыми награждены. В историю России это событие вошло как «Бунт четырнадцати».
Причин для протеста было несколько. Молодое поколение не желало мириться с засильем библейских и мифологических сюжетов во время учебы; им осточертел парадный академизм; а заодно молодежь требовала еще и свободу творчества. Бунтари объединились в артель художников и, таким образом, создали первую в истории российского искусства независимую творческую организацию, немного напоминавшую коммуну из романа Чернышевского «Что делать?».
Артель стала успешно конкурировать с Академией, и вскоре, объединившись с московскими художниками, переродилась в Товарищество передвижных художественных выставок, вошедшее в историю движение Передвижников. Его вдохновителем стал Иван Крамской. Завороженные идеями демократии и мечтами о всеобщей свободе и благоденствии, Передвижники грезили об искусстве во имя служения народу, его просвещения и воспитания.
Эти стремления были зафиксированы в уставе товарищества: «Товарищество имеет целью устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок. Во-первых, для возможности жителям провинции знакомиться с русским искусством и следить за его успехами. Во-вторых, для развития любви к искусству». Эти пункты стали определяющими в деятельности товарищества.
Они сделали искусство независимым от самодержавия и приблизили его к населению страны. И это тот редкий случай, когда население оценила инициативу, в отличие от многих других хождений в народ, популярных в России во второй половине 19 века.
Подтверждением этому стал огромный успех первой же выставки Передвижников, которая открылась 11 декабря 1871 года в Санкт-Петербурге. На ней зрителям представили 47 произведений 16 художников во всех популярных жанрах: историческом, бытовом, пейзажном и портретном.
Крамской писал своему другу художнику Федору Васильеву, который из-за болезни жил в Крыму: «Мы открыли выставку, и она имеет успех. По крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам.
Ге «царит» решительно, затем Перов и даже называют вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова – есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клод, и Шишкин.
Но это все деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»».
Первая выставка путешествовала по России почти два месяца, и успела покорить Москву, Киев и Харьков. Самим художникам она принесла немыслимый доход – 4 400 рублей. Для сравнения, годовой доход всех выставок Академии художеств никогда не превышал 5 000 рублей, а участвовавшие в них мастера не получали ни гроша. Все деньги отчислялись в казну Министерства императорского двора.
Идеальная дисциплина во всем, что касалось распределения денег и организационных моментов, сослужило товариществу неплохую службу. Дело стало процветать. В середине 70-х годов большинство художников-передвижников обрели всероссийскую известность, а вместе с ней и долгожданную финансовую стабильность.
А Академия художеств забила тревогу. Бывшие наставники были уверены, что товарищество не только подрывало авторитет альма-матер, но и лишало Академию публики, а, значит, и денег. Так началось многолетнее противостояние Товарищества и Академии, прекратить которое неоднократно пытался знаменитый меценат Павел Третьяков.
«Кто действительно прав, покажет только время», - говорил он. Третьяков сыграл важнейшую роль в жизни передвижников, оказывая им как материальную, так и моральную поддержку. Многие картины были написаны именно по его заказу.
В 70-80-е годы 19 века деятельность товарищества достигла наивысшего расцвета. На тот момент оно объединяло практически всех талантливых художников. В его состав, кроме упомянутых выше, входили Куинджи, Васнецов, Паленов, Репин, Суриков, Серов, Нестеров, Левитан… Перечислить всех практически невозможно!
Однако закат передвижничества оказался таким же стремительным, как и его взлет. К концу своего существования товарищество стало одним из наиболее влиятельных отделений Академии художеств и переняло ряд характерных для Академии монополистических черт. К примеру, молодым «передвижникам» было запрещено выставляться где бы то ни было, кроме выставок товарищества. Вступление в его ряды превратилось в формальность, а отцы-основатели выдавали молодым художникам темы для сюжетов.
В 1923 году объединение перестало существовать, но за свои полвека оно подарило человечеству такое количество шедевров, что навсегда вошло в мировую историю искусства.
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на Telegram канал, где ежедневно выходят мои аудио-подкасты, репортажи и короткие видео на тему истории и личной жизни.
Увидимся на канале!