Найти тему
Библиотекарь

Эсхатологическая сущность христианства

Бесспорно, христианская проповедь во многом стала успешной (если рассуждать с человеческой точки зрения, не беря во внимание деяния Духа) благодаря своей эсхатологической составляющей, выраженной в ожидании конца мира и событий с ним связанных. Сам Христос достаточно часто обращался к теме "последних событий" (эсхатология) и в евангельских текстах мы обнаруживаем прямые и косвенные ссылки и утверждения.

Допустим титул "Сын Человеческий", неоднократно применяемый Господом Иисусом в отношении Себя, уходит своими корнями в пророческую книгу Даниила, где в седьмой главе перед нами предстает сцена с Ветхим днями и подобный Сыну Человеческому подведен к Нему.

" Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему." (Дан. 7:13)

Далее следует текст, где говорится о установлении вечного царства, которое принадлежит Сыну Человеческому и этому царству не будет конца.

"И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его-- владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится." (Дан. 7:14)

Связь между этими текстами очевидна и роль Сына Человеческого в окончательной судьбе мира теперь тесно связана именно с Ним.

Я как-то упоминал в одной их статей, пророк Даниил практически единственный в Ветхом Завете, кто заглянул до самого конца, и кому были показаны картины наступления вечного Божьего царства. В этой связи, стоит обратить еще на один интересный аспект, упомянутый в Евангелии от Марка. По утверждению евангелиста, суть Христовой проповеди заключалась в распространении вести о наступлении этого самого царства. Думаю, что и сам термин также находит свое начало в книге пророка Даниила, тем самым подчеркивая эсхатологические нотки.

"...пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царств и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие." (Мк.1:14-15)

Обратите внимание, Иисус говорил о наступлении времени, и призывал обратится, принять, и веровать в Евангелие уже в то время. И хотя история человечества продолжилась еще на пару тысяч лет, но в совершенно иных цветах, под покровом эсхатологической тайны.

Евангельский текст, написанный сумбурным языком очевидцев и со слов очевидцев, желающих отразить самое главное, не обязательно в хронологической последовательности, тем не менее отражает важную составляющую, где наступлению "последних дней" отведена главенствующая роль.

Что все это значит?

Скажу прямо, если бы в христианском учении не было бы воскресения из мертвых Учителя, не было бы учения о последних днях, то дальнейшая проповедь не имела никакого смысла. Христианство скатилось бы в разряд очередной морально-этической системы, став в один ряд с эпикурейцами, стоиками и остальными разработками греческих и римских философов. Христос, являясь средоточием и "Начальником и Совершителем веры" нес людям не просто очередные правила поведения, не советы и "лайфхаки", как успешно и максимально безболезненно прожить жизнь, но обращал внимание на будущее, на наступление долго ожидаемого "Царства", о котором говорил еще древний пророк, и которое воплотилось в деяниях Сына Бога Живого.

Именно воскресение и ожидание конца отличают христианское учение. Эти аспекты сложно переоценить. Здесь стоит упомянуть знаменитые слова апостола Павла; "А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков." (1-Кор. 15:17-19)

Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен.

Сбер: 4276 2200 1586 0243