Найти тему

У вас ребенок? Вы в игре!

Известно, что мы сохраняем способность играть всю жизнь, невзирая на возраст. Правда, повзрослев, характер и традиции взрослых игр чуть меняются. Помните анекдот: «Мужчины – те же дети, только их машинки крупнее…»?

И когда появляются дети мы продолжаем играть. Но со временем мы истощаемся и обычно к 6 годам дети эмоционально отдаляются от родителей-взрослых. «Взрослым быть скучно, они не играют, редко едят мороженое, не смотрят мультики, только спят и работают». Родители привыкают к мысли, что игра с ребенком и другие «несерьезные дела» - не для них («И так дел по горло»…)

Обычно родители чувствуют себя:

  • Беззащитными и растерянными - не знают, что делать с ребенком и как что нужно делать (особенно с первым)
  • Испытывают страх - быть плохими родителями, испытывают беспокойство от того, что ребенок может развиваться не так, как его сверстники
  • Стыд от того, что игрушки и прочие аксессуары «менее элитные», чем у других
  • Вину за то, что сердятся на него – родился не во время, его наличие доставляет множество неудобств и проблем…

Испытывая эти (и, возможно, другие) негативные переживания, родители закрываются, напрягаются и отдаляются от детей. Они просто не хотят тратить эмоциональные силы (запас которых и так иссякает с каждым годом…), а ведь игра – это сначала трата энергии, а только потом ее приобретение. Родителям бывает проще рационализировать, направляя ребенка в «полезное» русло: череда обучающих(!) занятий для ребенка 1-2-х лет – уже не редкость.

Рекомендации психолога помогут научить молодых родителей сохранить эмоциональную связь с ребенком, используя имеющиеся у них силы и ресурсы:

  • Установите эмоциональный телесный контакт: любому ребенку нужны ласковые прикосновения не менее чем в 8-12 ситуациях в день (особо чувствительным - больше)
  • Обязателен контакт глазами при каждом обращении к ребенку. Присаживайтесь или поднимайте его на руки в момент разговора.
  • Внимательно отслеживайте эмоциональное состояние ребенка (его тревожность, агрессию...) и скорости реакций ("тормозит" или гиперактивен…)
  • Установите четкие правила и границы социально приемлемого поведения ребенка (что можно, что нельзя). Причем, конечно, важно, чтобы эти требования поддерживали все члены семьи
  • Говорите ему о нем (!), о том, что было до (!) его рождения и каким будет его (!) будущее. Ребенку с рождения важно понимать, кто он, кому и чем дорог, каким человеком может стать, когда вырастет. Не думайте, что он мал для таких разговоров. Все "запишется на корочку".
  • Поощряйте его действия (а не просто намерения). То есть важно похвалой отмечать то, что ребенок УЖЕ сделал, а не его желание что-то сделать. Вы тем самым мотивируете ребенка на достижения и преодоление трудностей.

А как же это все устроить?

Только ИГРАТЬ. СОЗДАВАЙТЕ реальные бытовые ситуации, в которых ребенок может продемонстрировать то, что САМ сделал или ЧЕМУ научился.

НЕ НУЖНО напрягаться и придумывать что-то, что вам не по душе или в чем вы не сильны. Будьте собой. Живите свою жизнь и демонстрируйте ее детали ребенку. Будьте рядом с ребенком. Этого достаточно.

И тогда он, копируя вас, начнет играть (жить) интересно сам. А уж в своей игре ребенок всегда успешен и самостоятелен! Ведь этого так часто для своих детей хотят родители...

Поэтому, давайте просто жить играючи. Теперь с детьми. Ведь в игре каждый придерживается правил, но может их менять, чувствует себя хозяином сложившейся игровой ситуации и предвидит поворот сюжета, и даже проиграв сопернику, получает удовольствие от игры. Научите своего ребенка поступать также с его жизнью!

Только играя, вы не потеряете эмоциональную связь с ним, сможете показать приемы и пути выхода из затруднительных ситуаций, дадите ему почувствовать запах вашего детства, что позволит вам в дальнейшем жить с ним в единой системе ценностей и продолжать чувствовать драйв от жизни.

Начали!