Сергей Герасимов снял достаточно много фильмов, но запомнился прежде всего “Тихим Доном”. Многие считают его экранизацию эталонной. Разумеется, это была далеко не первая работа мастера. Но по-настоящему известных лент не так много. Выделяются “Семеро смелых”, “Маскарад” и, наверное, “Молодая гвардия”. Любопытный факт: у Герасимова есть еще и короткометражка “Старая гвардия”. К роману Фадеева она не имеет никакого отношения.
Первые серии “Тихого Дона” вышли на экраны в 1957 году. А что было непосредственно перед ними? Герасимов снял свою часть международного фильма “Роза ветров”, составленного из отдельных историй из разных стран. Поэтому сделаем еще один шаг в прошлое, к ближайшей полностью самостоятельной картине Сергея Аполлинариевича. И это будет “Надежда” 1954 года.
Тут тоже Дон, а точнее - Цимлянское водохранилище. А в придачу - еще и поднятая целина. Заглавная героиня киноленты едет осваивать целинные земли. Но ее жених Гриша недостаточно сознательный, предпочитает работать дома. Заметьте: не отлынивает от дела, нормально трудится, но, видишь ли, не хочет бросать донской берег ради казахской степи. Да как земля таких носит?!!
Хронометраж средний - менее 50 минут. Типичный соцклассицизм. Тут и борьба между чувством и долгом с обязательной победой второго. И высокие идеалы общества. И светлые лики строителей коммунизма. И длиннющая пламенная речь героини в финале, прерываемая только аплодисментами. Эстетика чисто сталинская, но самого покойного вождя уже не упоминают. Благодарность объявляется партии и Ленинскому комсомолу.
Актерская игра плакатно-трафаретная. Сюжет и диалоги того же пошиба. Если и есть у фильма ценность сегодня, так это документальные кадры послевоенного Сталинграда.
Оператор не балует редкими кадрами - локации довольно избитые. Их и сегодня выбирают заезжие съемочные группы в Волгограде. Но в первой половине 50-х выбор был ну совсем не велик. Что успели отстроить, то и сняли. Хотя вот Мамаев курган в таком виде мало кто помнит.
Удачно запечатлен момент, когда у входа в вокзал только делают барельефы. Тут они скрыты лесами.
А открывается фильм кадром, выглядящим как наш ответ “Коламбии Пикчерз”. Киностудия им. М. Горького могла бы себе стильную эмблему сделать. Уж не хуже мосфильмовской. И автор у скульптуры тот же: Вера Мухина. Это статуя с крыши волгоградского (тогда, разумеется, сталинградского) планетария.
Читайте также: Нас погубит не цунами, а потребление