Имеется в истории "охоты на ведьм" несколько парадоксальное различие между вроде бы очень похожими территориями: Шотландией и Ирландией. Ну правда: очень культурно близкие, исторически связанные страны. Лишь в XVII веке (как раз пик ведовских процессов) появляется явный смысл говорить о разделении гэльского языка на ирландский и шотландский варианты. Однако что касается преследования ведьм с колдунами — картины не просто разные, а диаметрально противоположные.
Оценки количества процессов и жертв в литературе разнятся очень сильно, но буквально все исследователи уверенно отдают Шотландии второе место по этому мрачному показателю в Европе. Впереди лишь немецкие земли. Даже огромная, густонаселённая Франция, где "охота на ведьм" шла довольно активно, сильно Шотландии уступает. Что-то порядка 4000 обвиняемых в активную фазу событий — не шутки. Всего в истории Шотландии выделяют пять больших "охот": это 1590–1591, 1597, 1628–1631, 1649–1650 и 1661–1662 годы.
Ирландия — напротив, одна из самых спокойных по части ведовских процессов стран. Похоже, что до 1324 года таковых вообще не случалось. И хотя позднее, уже после "Молота ведьм" и начала широкой "охоты", инциденты в Ирландии случаться будут (вроде процесса над Флоренс Ньютон в 1661 или суда в графстве Антрим 1710–1711), число их очень мало.
Весьма странная ситуация на первый взгляд. Ладно уж там крайне малое число процессов в Испании: ясно, что инквизиторы были постоянно заняты делами тайных иудеев/мусульман, да к тому же "колдовская паника" часто по причинам политическим подавалась как провокация Франции. Не особо нас удивляет низкая активность витчхантеров в Италии — там банально уровень жизни был гораздо выше, чем в большей части Европы. А как я не устаю здесь объяснять, буквально у любой серьёзной вспышки "охоты на ведьм" мы легко находим предысторию в виде разрушительных военных действий, голода, эпидемии... словом, социально-гуманитарного кризиса, который людей взвинчивал.
Когда люди живут неплохо, им особо не хочется жечь ведьм. Когда надо искать виноватых в бедах — эта идея рождается очень быстро.
Однако Ирландия — как раз такое место, где жизнь всё время была не просто тяжёлой, а очень тяжёлой (иронично, что теперь это одна из самых экономически благополучных стран мира). Вот уж у кого-кого, а у ирландцев поводов для такой истерии хватало.
Попытаться объяснить всё это я могу с двух сторон.
Во-первых, можно сказать — это не столько в Ирландии мало процессов, сколько в Шотландии их невероятно много. А причины активности шотландцев как раз совершенно ясны: они состояли в чрезвычайно сильной государственной воле к преследованию ведьм. Шотландский король Яков VI (он же позднее — английский король Яков I) искренне считал себя чудесно избежавшим смерти в результате ведовского заговора — и даже лично написал трактат по демонологии.
Что было идеей актуальной, ибо Яков тяготел к протестантизму — католический "Молот ведьм" ему не очень подходил. Две из пяти крупных шотландских "охот на ведьм" состоялись при нём, ну а последующие на наследие политики Якова во многом опирались.
В Ирландии вообще со всякой государственной волей, будь то местная или со стороны англичан, складывалось плохо. Иногда подобное имеет и позитивные эффекты.
Во-вторых, при всём явном сходстве культур Шотландии и Ирландии они всё же различались очень заметно — как раз в важном для нашего вопроса аспекте. Ярый ирландский католицизм чудесным образом сочетался с практически беспрецедентным для Европы объёмом культурных пережитков язычества. Ну, только на востоке равный отыщешь — где-нибудь в Литве и на Руси, и то ещё вопрос большой. Самого беглого взгляда на ирландский фольклор достаточно для понимания этого.
Тут надо затронуть многим бросающийся в глаза парадокс. Вроде бы "охота на ведьм" — результат страха перед нечистой силой. Но с другой стороны, это какой-то избирательный страх — потому что жечь саму ведьму люди как-то не боятся, а вот казалось бы. Дело в том, что представление типичного христианина той эпохи о злых силах было весьма, скажем так, абстрактным.
Ну банально — если вы откроете Библию и поищете там внятную информацию о Дьяволе, то вас ожидает большое разочарование. Её там, прямо скажем, мало. Развитая демонология, по которой книжек написано великое множество — всё же удел богословов (как раз до "Молота ведьм" и всей прочей деятельности творческого тандема Крамер-Шпренгер сам вопрос "существует ли колдовство" будет очень дискуссионным). Книги ещё надо уметь прочитать, ага.
Иными словами, для того же шотландца Позднего Средневековья и Ренессанса всякие вопросы колдовства были делом очень малопонятным. А раз так — то в общем-то и несложно внять убедительной речи озабоченного этой проблемой проповедника.
А вот средний носитель ирландской культуры про всяких фэйри и прочие чудеса благодаря устной традиции знал как раз многое. Для него это была не какая-то внезапная угроза, возникшая вот сейчас (потому и голод, потому и эпидемия!), а достаточно естественная часть взгляда на мир. Пускай и явно противоречащая христианству.
Оттого и желание с колдовством бороться — куда меньше. Уж если правда в чём-то виноваты некие недобрые силы, так издавна известны способы с ними вести переговоры — это тоже может привести к трагедии, но шанс уже ниже.
А побороть свежими книгами по демонологии многовековые народные традиции сложновато. Как я уже говорил, в целом ирландская ситуация весьма похожа на положение с ведьмами на Руси. Где процессы были, и не так чтобы мало их — но далеко не как у лидеров по активности охоты, а комплекс причин примерно тот же.
Так что в общем-то парадокса тут нет.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!