В торговле говорят, что клиент всегда прав. К сожалению, этот негласный закон так или иначе работает и в образовании. У меня уже достаточно большой опыт работы в школе, и я немало в этой самой школе повидал. В том числе и разнообразных жалоб со стороны детей и родителей. С прискорбием сообщаю: учитель и школа практически всегда остаются проигравшей спор стороной. Директора школ боятся этих жалоб, как огня. Как правило, в сути проблемы никто не разбирается, и начинает работать капиталистическое правило: клиент всегда прав. Отсюда мы и получаем дикие случаи с увольнением учителей из-за фотографий в купальнике. Чиновникам необходимо отреагировать на жалобу, и самый простой способ это сделать - быстро найти и наказать виноватого (читай, учителя). Основная масса кляуз мелочного характера, и никто серьезно не страдает, но механизм работает безжалостно, и время от времени мы становимся свидетелями великолепных скандалов с купальниками, драками в классе, оскорблениями и прочими прелестями. Можно ли с этим что-то сделать? Прямо сейчас - точно нет. Извините, дорогие учителя, за такие новости. Все описываемые мной проблемы системные, а значит, поодиночке не решаются. Опишу случай из другой системы, советской. Случай ужасный, и он не должен никого восхищать, он просто служит иллюстрацией. Рассказал про это мне отец: он учился в школе в шестидесятые годы. На одном из уроков его одноклассник отвратительно себя вёл. Учитель потерпел педагогическое фиаско и дал недорослю, как это называется в народе, подзатыльник. Юноша, естественно, пожаловался родителям. Мать пострадавшего, приглашённая в школу, не грозилась прокуратурой, не писала в министерство и не задержалась надолго в кабинете директора. Она сказала, что ей очень стыдно за своего сына, что она старается воспитывать его совершенно не в том ключе, в котором он себя вёл, и что если он ещё раз опозорит свою семью надо дать ему два подзатыльника. Не подумайте, я нисколько не оправдываю того учителя. Более того, думаю, что ему надо было уходить из профессии (впрочем, судьба его мне неизвестна). Рассказал я этот реальный случай, просто чтобы показать контраст отношений родителей, детей, школы тогда и сейчас. Представляю, какое громкое дело раздули бы из такого случая в наше время (и возможно, правильно). Я просто призываю вас задуматься: а всегда ли клиент прав?
Современное российское образование. Проблема четвёртая. Клиент всегда прав.
4 апреля 20224 апр 2022
2
1 мин