Найти тему
Даниловский краевед

История деревни Сопроново. Старообрядцы

Ссылка на предыдущую часть:

Часть 14. Старообрядчество в Сотском стане

Одной из целей введения ежегодных исповедных росписей в церковных приходах Русской Православной церкви была борьба с раскольниками. Если быть точнее, то изменение методов борьбы. Раскол как движение в православии возник в середине 17 века при царе Алексее Михайловиче. В течение столетия, до середины 18 века со старообрядцами не церемонились. Государство насильно заставляло раскольников отказываться от своих убеждений. Насилие порой достигало самых крайних форм. Против раскольников высылались войска. Лидеров религиозного движения предавали ссылкам и жестоким казням.

Крайне драматичные события происходили неоднократно и в Даниловской округе. В соседнем Романове проповедовал протопоп Аввакум. В Троице-Колясниках вблизи Даниловской слободы наводил смуту ортодоксальный старец Капитон. Кульминацией раскола в Северном Заволжье стало массовое самосожжение ревнителей старого обряда в Шаготи.

старец Капитон
старец Капитон

Но в 18 веке, в постпетровскую эпоху отношение к раскольникам изменилось. Общество осознало, что искоренение инакомыслия не лучший способ внутренней политики. Старообрядцев внезапно оставили в покое, решили лишь присматривать за ними. Для этой цели в церковных приходах обязали священников вести списки прихожан с отметкой тех, кто придерживался старого обряда и не ходил в церковь на исповедь и причастие. Попам далее вменялось в обязанность убеждением и проповедью склонять сектантов вернуться в церковную общину.

В Даниловском уезде центром старообрядчества являлась местность южнее села Середы, так называемая «Полёвшина». В деревнях Бухаловской и Вятской волостей более половины жителей придерживалось старого обряда. В Сотской волости раскольников было сравнительно меньше. Возможно сказывалось бывшее монастырское прошлое местных деревень.

К 19 веку в целом старообрядческих семей в Сопронове и близлежащих селениях практически не встречается. Согласно исповедным росписям в раскольники записаны были лишь несколько женщин, как правило пожилого возраста. В основном местные раскольники исповедовали беспоповщину федосеевского толка.

старообрядческая икона Николы
старообрядческая икона Николы

В начале века, по состоянию на 1808 г. в расколе состояли следующие жительницы деревни Сопроново (примерно треть всех пожилых женщин):

  • вдова Анна Емельянова, 73 г.
  • вдова Евфросинья Данилова, 92 г.
  • дочь её Наталья Степанова, 52 г.
  • вдова Агрипена Артемьева, 85 г.
  • дочь её Устинья Герасимова, 39 г.

в 1820 году

  • девка Устинья Герасимова, 52 г.
  • вдова Ульяна Матвеева, 36 л.
  • престарелая девка Наталья Степанова, 64 г.
  • девка Матрёна Фёдорова, 45 л.

В 1830 за расколом состоят жительницы Сопронова:

  • девка Устинья Герасимова, 56 л.
  • вдова Прасковья Фёдорова, 63 г.
  • девка Матрёна Фёдорова, 53 г.

Девками считались женщины, не выходившие замуж, независимо от возраста. Иногда их отмечали как «престарелая девка». К примеру Матрёна Фёдоровна Шульпина так и не вышла замуж. В исповедных росписях троицкий поп отмечает, что она не ходит на исповедь из-за раскола.

фрагмент исповедной росписи села Ильинского на Коньше. 1830 г.
фрагмент исповедной росписи села Ильинского на Коньше. 1830 г.

Матрёна ходила на собрания в молельную избу, где читали старинные дониконовские церковные книги и молились на старые, чёрные иконы. Крестилась «большим крестом» (двумя перстами). Ругала попов антихристами, табашниками за то, что пьют вино, нюхают и курят табак. Под старость Матрёна прекратила ходить в церковь, начала есть отдельно от семьи в особой миске и своей ложкой. Всю жизнь прожила она сначала с родителями, а после кока Матрёна жила в семье младшего брата Самсона в качестве кокуни, крёсной племянников.

Женщины старообрядки носили темную длинную одежду, голову покрывали большим платком, застегнутым на шее на булавку (избегали вязать узлы на шее). По этому признаку можно было определить принадлежность к старообрядцам. Вероятно, участие и принадлежность к особой группе единомышленников представляло собой один из способов социализации для одиноких пожилых деревенских женщин.

фото – женщины, исповедующие старый обряд
фото – женщины, исповедующие старый обряд

Местные сопроновские старообрядки по сведениям старожилов не гнушались ходить и в обычную церковь. Перед смертью они как правило даже охотно исповедовались и причащались у приходского батюшки. Вероятно, основным мотивом к этому являлось желание быть похороненными в ограде кладбища.

К концу 19 века приверженность старообрядчеству постепенно уменьшалась. Ей сохраняли верность лишь единичные пожилые женщины, вероятно имевшие родственные связи с середской "полевшиной" либо с осецкими общинами.

Спасибо, что дочитали до конца. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на канал!