Правомерно ли требование органа государственного экологического надзора по указанию информации о мощности технических средств по обезвреживанию выбросов в процентах в рамках оказания государственной услуги по актуализации учетных сведений объектов НВОС?
Отвечает юрист Центра Судьбина Виктория:
В соответствии с п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, в т.ч. об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Таким образом, сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, в т.ч. об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно п.п. 2, 3 указанной статьи Федерального закона постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
При этом форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимо отметить, что Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждена Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 г. № 554 (далее – Форма).
В соответствии с п. 3 раздела IV Формы сведения о технических средствах по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ включают:
- наименование, мощность, тип, фактическая эффективность работы установок очистки газа;
- наименование, тип, год установки автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ.
Необходимо отметить, что Формой не предусмотрены единицы измерения для указанных параметров, характеризующих технические средства по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ.
В соответствии с п. 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 г. № 572 государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя следующие сведения, в т.ч. о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления.
При этом Правилами также не предусмотрены единицы измерения параметров, характеризующих технические средства по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ.
Таким образом, при предоставлении сведений о мощности технического средства по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ действующим законодательством не установлена обязанность указания мощности данного технического средства процента исключительно в процентах.
При этом требование государственных органов о необходимости указания в заявке о предоставлении государственной услуги в качестве единицы измерения мощности технических средств по обезвреживанию выбросов исключительно в процентах, является неправомерным.
В соответствии с п. 108 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (утв. Приказом Росприроднадзора от 6 февраля 2020 г. № 104) (далее – Административный регламент) юридические лица, индивидуальные предприниматели могут обратиться с жалобой на решение и (или) действие (бездействие) территориального органа Росприроднадзора, уполномоченного органа исполнительной власти и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги.
При этом согласно п. 109 Административного регламента юридические лица, индивидуальные предприниматели могут обратиться с жалобой в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронной форме через официальный сайт Росприроднадзора, официальные сайты уполномоченных органов исполнительной власти и через Федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели могут обратиться с жалобой на решение и (или) действие (бездействие) территориального органа Росприроднадзора, уполномоченного органа исполнительной власти и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.