Стал свидетелем одного характерного для нынешнего времени разговора. Муж читает жене новость из Яндекса:
- "Народная милиция ДНР сообщила о полной денацификации 53-й бригады украинских войск".
- Они теперь не неонацисты? – спрашивает жена.
- Ага. Просто трупы. – констатирует муж.
Еще один разговор:
- Сейчас осуждать правительство и его работу - это удар ниже пояса.
- Ага, Гитлера в Германии тоже поддерживала масса народа и тоже не рекомендовалось осуждать.
Так вот, вернемся к вопросу, который я вынес в заголовок - можно ли бороться с фашизмом фашистскими методами?
Впрочем, согласитесь, это звучит довольно пафосно, даже – крикливо. Я же больше хочу поговорить о другом. О том, что самой страшной формой фашизма я считаю даже не государственное его одобрение, а обычный, бытовой, ползучий фашизм в головах.
Когда всех сбежавших несогласных, а то и просто испугавшихся, провожают с диким улюлюканием и гордо предлагают запретить возвращаться на Родину.
Когда любому, кто высказывает альтернативную точку зрения, автоматом в лучшем случае предлагают отправиться в деревню, на Колыму, на Украину, в «Гейропу» или к «пиндосам».
Когда память о победе 80 лет назад над фашизмом в наше время защищают гестаповскими методами.
Когда в стране возможна только одна История - по Мединскому, который считает, что войну надо изучать не по всем архивным документам, а исключительно по наградным спискам. Когда ученые-историки, да и просто обычные люди, за свои сомнения по этому поводу могут получить реальный уголовный срок. Когда сама наука История оказывается в положении хуже чем генетика при Лысенко.
В фильме «Два Папы» герой Энтони Хопкинса говорит: «Любая диктатура прежде всего лишает человека ВЫБОРА».
Так вот, я считаю, что фашизм начинается тогда, когда кто-то решает, что он лучше знает, как жить другим людям. Что им можно делать, а что – нет. Что можно говорить, а что – нет. Что можно писать. Что можно думать. И как именно надо Родину любить. А за что можно и на Колыму отправить. Или куда подальше. А когда эти мысли приходят руководству страны и оно всерьез считает, что может диктовать своим соседям, как им жить, с кем дружить, к чему стремиться, а если они не слушают, то их можно и «проспецоперировать» - это ли не фашизм?
Когда в стране расцветает фашизм, сторонним наблюдателем остаться не получится. Разве что только на первых порах. Потом, рано или поздно, всё равно придется выбирать. И не просто чью-то сторону в чужом для тебя конфликте. Выбор будет уже внутри самого человека согласно нравственным принципам. Когда не выбрать уже просто СОВЕСТЬ не позволит. Дай Бог, что бы у людей было в жизни поменьше поводов для такого выбора...
Сейчас мне очень неприятно, что Россия успешно достигла лишь одной цели - поссориться со всеми цивилизованными и львиной долей полуцивилизованных стран - сиречь почти со всем миром. И что её теперь считают страной-изгоем с сумасшедшим диктатором во главе, который совершенно не умеет договариваться и живет по понятиям середины ХХ века.
Мне очень неприятно, что вся пророссийская пропаганда теперь обычно сводится к «А есть страны, где гораздо хуже». Что уже месяц с лишним российские пропагандисты славят игры «зато и им досталось от их же санкций» и «кто кого беднее сделает». Во вторую игру пока выигрывает наше правительство, делая наших граждан беднее как обычно быстрее, чем граждан других стран.
И еще у меня есть вопросы, на которые никто так и не дал толком ответа:
Кто-то ВСЕРЬЕЗ до сих пор думает, что стоит нам только победить Украину, как всё станет по-прежнему, как было до войны? НЕТ. Не станет. Увы.
Сколько людей погибло за пресловутые «8 лет» и сколько за 1 прошедший месяц? А сколько еще погибнет?
Почему из Украины уже выехало почти 4 млн человек - это фашисты бегут в их фашистскую Европу от наших освободительных войск?
Когда кто-то начинает упрямо и ВСЕРЬЕЗ путать любовь к Родине и любовь к текущей власти, доходя до абсурда и отождествляя любовь к Родине и любовь к Путину – разве это уже не предвестник фашизма?
Разве не пора и в России "денацификацию" проводить? Или я преувеличиваю?..
P.S. И в заключение хочется вспомнить классиков…
P.P.S. Спустя почти год я задался другим вопросом - "Можно ли бороться с фашизмом бандитскими методами?"