Методы обучения-это способы совместной работы обучающего и обучаемых, при помощи которых обучающий вооружает обучаемых знаниями, навыками и умениями, в том числе формирует у них идеологические, моральные и психологические качества.
Рассмотрим эти методы отдельно.
К устному изложению мы относим:
-рассказ;
-объяснение;
-лекция;
-инструктирование.
К обсуждению относятся:
-беседа;
-семинар;
-классно-групповое занятие.
Показ (демонстрация) это:
-личный показ;
-показ действий коллектива (группы людей);
-демонстрация средств наглядности.
К показу (демонстрации) как было отмечено ранее мы относим:
-личный показ;
-показ действий коллектива (группы людей);
-демонстрация средств наглядности.
Упражнения бывают:
-вводные;
-основные;
-тренировочные.
К практическим относятся:
-работа на агрегатах, узлах, установках, технике и т.п.;
-выполнение учебно-тренировочных задач.
Таким образом, методы обучения представляют собой систему поэтапных и взаимосвязанных способов работы педагога и учащихся.
Формы обучения-организованный процесс, определяющий состав и группировку обучаемых, порядок и последовательность отработки учебного материала, место и продолжительность занятий, специфику деятельности обучающего и обучаемых.
Рассмотрим их отдельно.
К учебным относятся:
-теоретические занятия;
-практические занятия;
-тренировки.
К плановым относятся:
-регламентные работы (прим. по обслуживанию техники, в т.ч. технические осмотры) и т.п.
Внеплановые это:
-кружки (технические, творческие);
-спортивные;
-школы передового опыта.
Специфические формы обучения применяются как правило при подготовки обучаемых в военной, авиационной, морской, железнодорожной и подобных им сферах деятельности. В них существуют свои особенности в обучении. Так например:
-наземная подготовка обучаемых;
-подготовка к полетам как военной, так и гражданской авиации;
-работа моряков (экипажей) в море;
-комплексное обучение диспетчеров (в авиации, на железнодорожном транспорте и т.п).
Необходимость в модернизации системы образования в соответствии с новыми требованиями к уровню подготовки специалистов в новых политических, экономических, социальных и культурных условиях приводит к совершенствованию форм обучения.