История этого села уже рассматривалась мной в статье «Почему в Прихопёрье село носит название Боцманово?». https://zen.yandex.ru/media/id/5f8b2ebe6541fa316b7a6ec7/pochemu-v-prihopere-selo-nosit-nazvanie-bocmanovo-62069c9b6edd7e299500cafcНо Так получилось, что совсем недавно познакомился с документами Саратовской ученой Архивной комиссии и появились сомнения о времени заселения этого села. Вот одно из подтверждение этому:
«С. Покровское (Боцманов поселок), 279 душ м.п., в том числе 38 душ однодворцев. Село основано до переписи 1721 г.. Помещики: 1) Недор(сль) Извольский, 2) Гренад(ер) Лейб-кампании Фед. Ник. Никифоров, 3) вдов. Пом. Никифорова, 4) Капит(ан) Никифоров, 5) Семен(овского) П(олка) солдат Игнатьев, 6) Лейб-др(агунского) полка драгун Веденяпин, 7) Князь Андр. Ф. Звенигородский, 8) Пом. Игнатьев (Леонт. Як.), 9) Отст(авной). Капитан Як. Игнатьев, 10) Пом. Барсуков. Население пришло: однодворцы из В и Н. Ломовскаго, Темниковскаго, Кадомскаго, Шацкаго, Козловскаго уездов. Крестьяне – Алаторскаго у. (с. Ахматово), Вламирскаго (с. Федоровское – Татево), В. Ломовскаго (с. М. Чембар, д. Крюкова), Керенскаго у. (с. Никольское – Шичкилей), Шацкаго (д. Брехова, д. Ляхово, д. Деревушка, д. Барсукова, д. Желудевка и др.)».
Согласно этого документа в селе на момент его написания проживало от 560 до 640 душ. А это ни много не мало 50-60 дворов. Видимо этот документ пропустили или не приняли во внимание исследователи. Скорее всего эти сведения относятся к 40-м годам 18 века.
А вот другой документ: «1723 г. августа 7 дня, по отказным книгам за подполковником Иваном Ильиным сыном Нестеровым с товарищи недвижимаго имения, что им дано и отказано из диких поль за Керенским и Ломовским валами в урочищах по меже от Русановских вершин вниз по правой стороне и граней нижнеломомовца Федора Озерова, с товарищи, от устья речки Русановки и от того устья через реку Хопер до речки Сердобы на Пришлин бор и по иным урочищам, по обе стороны Хопра, в том числе отказано майору Ефрему Иванову Торбееву 300 четвертей, Данилу Афанасьеву Желябужскому 200 четвертей в поле, а в дву потому ж.
1734 г. Осип Степанов сын Засецкий продал свое недвижимое имение, купленное им у майора Ефрема Иванова сына Тарбеева в урочищах от устья речки Русановки через реку Хопер до речки Сердобы дикаго поля сто четвертей в поле, а в дву потому ж, прапорщику Михаилу Петрову Извольскому за 80 р.(Вотч. колл. дела мол. л., кн. 44, № дела 30, по г. Шацку)». Эти выдержки, как и другие взяты из книги Василия Ивановича Холмогорова «Материалы для истории колонизации Саратовского северо-восточного края до второй половины XVIII века».
Становится ясно, что земли в с. Покровском уже были пожалованы майору Ефрему Ивановичу Тотбееву в 1723 году, а уже в 1734 году продает Михаилу Петровичу Извольскому. Сюда же он переводит крестьян из Нижегородской губернии Алаторского уезда села Покровскаго, Ахматово тож, а в том селе была церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Не случайно новое село и было названо Покровским.
А вот дата образования 1737 год скорее всего появилась вот из этого документа. «1737 г. июня 28 дня прапорщика Михаила Петрова Извольскаго служитель его Михайло Елфимов подал в Синод. казенный приказ прошение, в котором объяснял: имеется господина моего вотчина в нижнеломовском уезде, на Хопре новопоселебное сельцо Покровское, а в том сельце господина моего поселенных крестьян дворов с 50 и больше, а в том новопоселебном господина моего в сельце Покровском церкви божии не имеется, а других приходов вблизости нет, и от ого сельца Покровскаго церкви имеются в дальном разстоянии, верст по 30 и по 15, а крестьянам господина моего во всяких потребах немалая нужда, родильницв лежат без молитв, а младенцы без крещения бывают многое время, болящие без исповеди и без причастия помирают; и ныне господин мой Михайло Петрович Извольский обещается в показанном новопоселебном сельце Покровском построит настоящую вновь деревянную церковь, во имя Преображения Господня с пределы Покрова Пресв. Бог., да чуд. Николая, а под церковное строение и под кладбище и попу с причетники на пропитание уступает господин мой Михайло Извольский из своих дач пашенной земли 10 четвертей в поле, а дву потому ж, сеннаго покосу 15 копен, а без указу в показанном новопоселебном Покровском оной господин мой Извольской церкви божии строить не смеет, а дабы указом полено было в показанной господина моего вотчине новополебном сельце Покровском деревянную во имя вышеписанные настоящую Преображения Господня и пределы Покрова Пресв. Богор. и чуд. Николая о построении дать указ».
В синодском казенном приказе прошение было рассмотрено и поручено было «Нижнеломовской десятины старосте поповскаму Воскресенскому попу Ивану Гаврилову» «велено учинить достоверное следствие духовнаго и штатскаго чина людьми». Велено было доложить сколько в приходе дворов, приписано ли сельцо к какой либо соседней церкви, «чтоб спору и челобитья от кого какого ныне и впредь не будет ли».
Уже 8 февраля 1738 года Синодской казенной палате были представлены сказки «новопоселебнаго» села Покровского о крестьянах прапорщика Михаила Петровича Извольского, помещика Семена Макаровича Веденяпина, поручика Михаила Никитовича Никифорова, помещика Осипа Стефановича Засецкаго, и однодворцев Агапа Козмича Сюндюкова с товарищи. Кроме того были представлены свидетельства поп Григорий Иванов с крестьянами Керенскаго уезда, Хоперскаго стана, вотчины генерала Григория Петровича Чернышева сельца Рождественского, Перевесинки тож, что крестьяне села Покровского в их приход не приписаны. То же самое подтвердил Нижнеломовского уезда, Хоперского стана, сельца Покровского, Мелики тож, поручика Петра Стефановича Колычева поп Тимофей Никитин. При этом к документу был приложен именной реестр 64 дворов поселка Покровского.
Епископом коломенским и каширским Вениамином был выдан указ: «дать хромозданную грамоту, 1738 г. марта 20 дня». (Храмозданными назывались грамоты, в которых давалось благословение на основание и постройку новой церкви, описывались ее вид и структура. Грамоты обычно выдавались региональными церковными властями.) Со времени подачи челобитной до выдачи прошло чуть больше полугода.
В 1749 г. били челом в Вотчинной коллегии поручик Михаил Петрович и жена его Анна Петровнаа о том, что церковь божия деревянная во имя Преображения Господня с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца со всякою церковной утварью построена, только на пропитание попу с причетники земля не утверждена, «которую они Михаил и Анна к этой церкви отдали на пропитание попу с причетники вечно и безповоротно земли из своих дач в том сельце Покровском пашни 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на 10 копен, и просили: вышеписанное отданное недвижимое имение справить и отказать к новопостроенной церкви и о том для ведома в канцелярию Синодальнаго правления послать указ».
В 1802 году тщанием помещика капитана Никифора Лихачева была построена каменная, с каменной оградой Спасо-Преображенская церковь. Престолов в ней было, кроме главного, два в трапезном холодном храме, справой стороны - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а с левой - во имя св. равноапостольного князя Владимира. Скорее всего деревянная церковь к тому времени пришла в ветхость. В 1770 г. село Покровское в отличие от других сел с одинаковым названием имело придаточное название "Боцманово".
Если вы обратили внимание, что будущее село носило еще одно название Боцманов поселок. В статье «Из диких поль…» https://zen.yandex.ru/media/id/5f8b2ebe6541fa316b7a6ec7/iz-dikih-pol-6247541bdc4580633c3b3f46 упоминается, что в 1697-98 годах большое количество беглецов устремляется из г. Воронежа скрываясь от «тяготы стругова дела» (постройки судов), в том числе и на Хопёр. Возможно, что такими беглецами и был основан этот посёлок, а во главе них мог быть человек с кличкой Боцман. Чем не версия?
Читайте продолжение и подписывайтесь, будет интересно.