Дэн Свано и шведская дэт-металлическая сцена являются такими же синонимами, как кризис и Россия. Являясь главой собственной студии, он микшировал гениальные пластинки ведущих групп этого стиля пачками, а его собственные проекты расширили обычные представления о смертоносном металле. И самое удивительное в том, что этому парню исполнилось недавно 25 лет и у него совсем нет времени для музыки.
После многочисленных релизов под разными вывесками Дэн впервые решился выпустить пластинку под своим собственным именем. Однако "Moontower" - это еще далеко не все! Этот парень умудрился выпустить почти в одиночку еще целый ряд пластинок, где играет в самых различных жанрах.
"Moontower" - это мой первый сольный альбом с очень личными текстами, - начинает он рассказ об одном из своих последних релизов. - Для Edge Of Sanity я все время должен был философствовать о конце света, демонах и тому подобной чепухе, что было мне совершенно безразлично, потому что после окончания записи я никогда больше не слушаю свои диски. По настоящему нравятся мне тексты только двух первых альбомов. Здорово сочинять, держа между ними и собой определенную дистанцию. Стивен Кинг тоже пишет свои книги не о себе. Но на “Moontower” я впервые открыл свое сердце и написал о моих личных демонах и страхах, например, о моей большой боязни смерти. Ясно, что эти тексты на световые годы удалены от обычных дэт-металлических штампов".
Впрочем, как и сама музыка, которая представляет из себя некую смесь из Amorphis и британской нео-прогрессив группы Arena . Грубый дэт метал в сочетании с плотными клавишными 70-х. "Совершенно верно, - соглашается с таким определением сам маэстро. - Обе этих команды в свое время сильно повлияли на меня. Amorphis одна из групп, с которой я охотно отправился бы в тур. Они, как и я, играли раньше чистейший дэт, а с годами взяли клавишные и заметно расширили свой музыкальный диапазон и звучание. Больше всего на меня оказали влияние группы Marillion и Rush. Их (Rush)последний альбом “Counterparts”, например, вдохновил меня на песню “Sun Of The Night”. Их музыка практически никогда не выходит из моей головы, буквально пульсирует в мозгу! Вероятно, в каждой песне моего нового альбома проскальзывают элементы музыки Rush, а инструментал “Encounterparts” стал своего рода благодарностью одной из самых великолепных групп всех времен и народов”.
На альбоме использовался настоящий аналоговый старинный синтезатор. Не дешевое удовольствие, да? “Да, при всем желании не дешевое. За этих двух динозавров я выложил кучу денег. Но аналоговые клавишные для меня самые величайшие, органические и живые инструменты. Я захотел работать с этими ящиками с тех пор, как записал монофоническое клавишное соло для альбома Dissection “Somberlain”. Тогда я впервые связал блэк метал с аналоговым звучанием, и оно было великолепным. В Edge Of Sanity у меня никогда не было возможности использовать эти идеи, но на “Moontower” я смог по-настоящему оторваться. Вся пластинка придерживается близко к базису. Я только включал инструменты и играл безо всяких технических изысков".
Не было ли вполне естественным из-за этого отказаться от рева в Godsend, Unicorn и Nightingale? "А рев для меня слишком важен, в конце концов я еще делаю дэт метал. Кроме того, мне необходима эта экстремальная манера пения для высвобождения моей агрессивности. Это убивает мои голосовые связки, но это в тысячу раз лучше, чем убивать других людей. Когда я длительное время не могу орать, то становлюсь идиотом. Нет, на самом деле записывать вокал для “Moontower” было для меня очень эмоциональным событием. В один момент я даже почувствовал привкус крови во рту, после чего наконец полностью успокоился".
Дэн принимает участие в таком количестве всевозможных групп и проектов, что даже самому преданному фэну подчас трудно разобраться в его дискографии. Имеет смысл у самого маэстро узнать, чем в настоящий момент он занят. Итак, по порядку.
Unicorn: "После ухода из Edge Of Sanity это моя единственная настоящая группа. Мы играем симфонический арт-рок, но пока наш состав не укомплектован и нам еще нужно много времени, прежде чем мы подготовим новый материал. Нам всем очень важна эта группа, поэтому мы не можем себе позволить выпустить недостаточно хороший альбом. Так что “Souldiving” - а именно так будет называться эта пластинка, выйдет не раньше, чем наступит следующее тысячелетие. А все остальные мои проекты для меня менее важны, можно даже сказать, что я занимаюсь этим в свободное от Unicorn время. Хотя если честно, то без этих многочисленных групп и проектов я не смог бы постоянно находиться в необходимой форме".
Nightingale:“В 1999 году выйдет третий альбом этой группы “I”, после чего мы отправимся в небольшои тур. Это будет последняя часть из концептуальной трилогии, после чего Nightingale будет похоронен”.
Karaboudjan: “За этим необычным скрывается такое же необычное звучание. После своего ухода из Pan-Thy-Monium я чувствовал себя крайне скверным образом, потому что всегда был уверен, что группа непременно развалится. если кто-то из нас уйдет из состава, а они как ни в чем не бывало продолжали играть дальше. Моим яростным ответом стал миньон “Sbrodj”, прослушивание которого требует очень много терпения. Музыку Karaboudjan я бы описал как взбесившихся Pan-Thy-Monium, подперченых саксофоном. Если это безумие нам будет доставлять удовольствие как и раньше, в следующем году мы выпустим полнометражный альбом”.
Odissey: “Довольно коммерческий проект, смесь Dream Theater и Candlemass. Альбом состоит из трех сверхдлинных композиций и выйдет на одной канадской фирме ближайшей зимой".
Dan Swano: Мой следующий сольник будет еще более разнообразным, там будет все: от готик-рока до дэт метала. Когда же он выйдет, пока сказать не могу.
Невольно возникает вопрос, а есть ли у Дэна Свано время для сна или он совсем конченый работоголик без элементарных человеческих потребностей? “Да, такое определение довольно точно подходит ко мне, - смеется он, - но это вовсе не означает, что я с утра до ночи вовлечен в этот процесс. Более того, я женат и у меня есть ребенок. На запись музыки я трачу не более одного дня в неделю. Весь секрет в том, что я досконально знаю свою аппаратуру, быстро работаю и, самое главное, имею достаточно богатый студийный опыт. Так что за 8-10 часов я могу записать целый альбом!”
Согласитесь, что доказательств не требуется.
Александр Кудрявин. Рок Сити