Как говорит седая старина посельская: “В мире жить - с миром жить”. Одначе един Бог без греха да всяк человек ложь, оттоле спокон веков крестьяне хоть и живут сбочь заедино*, а глядят врознь. А иной глядит не токмо врознь, да ещё так высОко, что глаза себе запорошил. А коли нос кверху, вот-вот спотыкнётся. Иной зложелатель поживает себе да плачет от зависти, спать не может. И у всякого своя кривда, и своя рубаха ближе к телу, и у всех что больше есть, так и больше надо...
Вот и требуют правдолюбцы от соседей правды, когда в самих-то её нету. Идут со своими тяжбами, дрязгами и прочей нудьгой* на суд к старосте. Он-то порешит, какой спор на волостной суд казать, а какой мирским сходом управить.
А раздоры крестьянские извека суть те же: семейные да соседские - усмирение врадников*, драки, брань, ослушание старших, делёж двора и земли, потравы*. Дурное дело нехитрое. Завсегда и в трудовом обиходе общной согласности нету: какие сроки да черёд означить для выгона скотины и расчёт пастухов, для начала пахотьбы, сенокоса, сева, навозницы*, жнитвы*, поправка дорог да мостков и другие справы*.
При этом неписанный обиход крестьянский, заповеданный прадедами, завсегда был выше всякого волостного закона писанного.
А каким порядком на старой посельщине зазывали на сходы, читайте здесь. А по каким правилам суды держали, читайте тутось.
Милости прошу, подписывайтесь на Платона Караваева и узнайте много нового о забытом старом.
*Помин забытых слов:
Заедино - вместе
Нудьга - беспокойство
Врадник - враг
Потрава - порча домашней животиной чужой травы и посевов
Навозница - вывоз навоза на поля для удобрения земли
Жнитва - жатва
Справа - дело