Найти в Дзене
Нетакаяистория

Воспитание детей в турецкой семье XVI-XVII вв.

Оглавление
Источник: https://travelask.ru/
Источник: https://travelask.ru/

Когда строишь ассоциации про Турцию в XVI-XVII вв., то сразу вспоминаются многочисленные завоевания, а также роскошь турецкого дворца, где важное место занимал гарем. Но гарем - это не только место, где находились жены турецкого мужчины и евнухи. Именно гарем являлся важным институтом воспитания детей на ранних этапах их становления. Что ж разберемся немного подробнее в данном вопросе.

Воспитание девочек в турецкой семье

Первоначальное воспитание детей проходило в гареме, где до семи лет ребенок полностью находился на попечении или матери, если семья было бедной, или кормилицы. В состоятельных семьях после того как ребенок немного повзрослел, его могли передать на попечение "гувернантки". Но так или иначе пока ребенок находился в гареме, его воспитание зависело от матери, которая была обязана обучить ребенка элементам вежливости и почтительности по отношению к родителям.

С пяти лет ребенка обучали некоторым молитвам, а мама и бабушка рассказывали ему сказки и поучительные истории, которые оказывали влияние на выработку у него необходимых моральных качеств.

Для ребенка, который постоянно находился при гареме, прогулки с женщинами в хамам или на кладбище были целым событием, поскольку это была единственная возможность оказаться в "большом мире".

Воспитание девочек было довольно простым, их особо не баловали. С другой стороны, до момента полового созревания на них не распространялись все те ограничения, которые предусматривались для женщин. Например, они не скрывали лицо, когда выходили за пределы дома. В бедных семьях в обязанности девочек входили мелкие поручения. Например, походы на рынок за продуктами.

Все менялось, когда в девочке начинали видеть девушку. Иногда это случалось уже в десятилетнем возрасте. После перехода такой возрастной границы девушка прощалась со многими своими свободами, и включалась в жизнь женщин своего дома.

Умственное и духовное развитие турецких девочек в XVI-XVII вв. ограничивалось изучением молитв и некоторых основ ислама. Исключением были девочки и девушки из состоятельных семей, где девочки могли обучаться основам музыки, пения, декламации избранных стихов и поэм. Девочки из бедных и средних семей обучались основам ведения домашнего хозяйства. В описываемое время девочки и девушки не ходили в школу, а те единицы, которые были образованными или получали "частные уроки", или были плененными европейками.

Иначе говоря, подобное воспитание девушек было направлено на формирование у нее хороших черт и качеств как жены.

Воспитание турецких мальчиков

Турки в XVI-XVII вв. мальчиков воспитывали в особой атмосфере, поскольку именно на мальчика возлагались надежды по улучшению благосостояния семьи. Принципы воспитания были такими же, но в отличии от девочек любые шалости мальчика сходили ему с рук. Мальчиков крайне редко наказывали, максимум могли строго пожурить за какие-то проступки. Кроме того, мать, бабушка и воспитатели потакали каждому капризу мальчика.

В случае если мальчик начинал плакать его окружали все женщины-воспитательницы, которые всячески пытались его успокоить. Иначе говоря, из мальчика растили капризное дитя, которое смотрит на весь гарем как на своих слуг. У данной системы воспитания была единственная цель - закрепить в представлениях будущего мужчины, что женщины существуют только для служения мужчине, выполнению его любых прихотей.

Единственным исключением была мать, которую мальчик высоко чтил и не воспринимал как прислугу. Она могла остаться для него лучшим другом и советником на всю жизнь, но никак не рабыней, в отличии от других женщин гарема.

После окончания воспитания мальчика в гареме ему необходимо было начать освоение профессии. Если мальчик был из скромной семьи, то как правило он продолжал дело своего отца. Если же из богатой, то выбор его будущей профессии уже зависел от предпочтений старших.

В тех семьях где не было средств на частного учителя, мальчиков отдавали в начальную школу, которая как правило находилась при мечете. Обучение основывалось на заучивании стихов из Корана, которые мальчики не понимали, поскольку Коран был записан на арабском языке. Мальчиков заставляли записывать и заучивать эти стихи. Происходила простая тренировка памяти, но без предоставления каких-либо глубинных знаний.

С другой стороны, во многом все зависело от учителя. Если уровень его образования позволял, то он мог обучить своих учеников основан арабской грамматики, арифметики и т.д.

Углубленные знания мальчики могли получить уже в медресе, которые как правило посещали дети из семей со средним достатком, хотя и бедняки могли обучаться в медресе.

Источник: Матран Р. Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного. М.: Молодая гвардия, 2006.

Подписывайтесь на канал. Впереди еще больше фактов.

#история #история средневековья #история турции #турция #воспитание #традиции #обычаи