Рубрика «Краевед Заповедных кварталов»
Мы продолжаем рассказывать вам о Нижнем Новгороде, его жителях и уникальных случаях, через факты из книг нижегородского краеведа и жителя Заповедных кварталов Дмитрия Смирнова.
Сегодня очень хочется поднять такую тему. Был ли Нижний одним из столичных городов России или глухой провинцией?
Репутация Нижнего
В книге Д. Смирнова «Нижегородская старина» такие отзывы от путешественников начала XIX века: «Город уединен»... или «Строением беден и настоящим городом его почитать не можно».
- Население города в начале XIX века было всего 14 тысяч человек (для сравнения в 1840-х годах – 35 тысяч, в начале XX века – почти 90 тысяч, в 2000 году – 1 млн 357 тысяч, в 2021 году – 1 млн 244 тысячи человек).
Тогда город был на 19 месте после Ярославля, Казани, Саратова и Астрахани. Имел репутацию глухой провинции, посетить которую оказывалось чуть ли не подвигом. Причиной тому непроезжие дороги. В наше время с дорогами в городе стало гораздо лучше.
Столица Приволжья в XIXвеке
Одноэтажные деревянные домики сменялись двухэтажными оштукатуренными или полукаменными. Все без исключения обывательские дома имели обширные сады и огороды, придававшие домовладениям усадебный облик. К счастью, сады в городе сохранились и сейчас. В Заповедных кварталах есть Тайный и Усадебный сады, Сад мечтателей и изобретателей, Сад кино. На наших исторических экскурсиях мы обязательно заглядываем в маленькие, тайные, чудом сохранившиеся уголки старого Нижнего посреди центра города.
Первые лица Нижнего
Но вернемся в прошлые столетия. Первенствующим сословием, как и везде в России, тогда считалось дворянство.
Наш краевед Дмитрий Смирнов обращает внимание персону № 1 в городе в начале XIXвека. Прибалтиец, председатель уголовного суда, богач и меценат Карл Максимович Ребиндер. Сельские поместья у него во многих уездах губернии. Городской дом на Покровке блистал великолепием и помпезностью отделки. Узнать адрес дома нам не удалось. Может быть, вы знаете, что за дом был у Ребиндера на ул. Б. Покровской?
Нижегородское эхо убийства Лермонтова
Другим влиятельным и заметным дворянином в городе был откупщик – полковник Соломон Михайлович Мартынов (отец убийцы Михаила Лермонтова). Обширная мартыновская усадьба выходила к Волге громадным парком с лабиринтом дорожек и «английским» садом у обрыва. Наверно это было ужасно интересно – блуждать по темным аллеям садов.
Любимым занятием Соломона Мартынова было разведение куриц и левреток.
Улицу в честь хозяина самого большого имения начали называть Мартыновской. В 1825 году дом был выкуплен для устройства больничного комплекса. В советские годы ул. Мартыновкую переименовали в Семашко (в честь известного в СССР нижегородца – врача Николая Семашко). С тех пор усадьба была перестроена, садов больше нет, осталось лишь административное здание (ул. Минина, 20 И) рядом с новой Налоговой службой.
Вторые лица Нижнего
Перейдем к сословиям пониже. Официальные справочники выражались кратко: «нижегородские купцы и мещане упражняются некрупным образом в торговле и ремеслах, снискивая оным способом себе и семействам своим насущное пропитание». Детей не учили грамоте, считая ученье баловством, а для дочерей даже вредным занятием.
Французские лица Нижнего
Маленькую, но своеобразную категорию нижегородских жителей составляли иностранцы, преимущественно французы, убежавшие в Россию от революции 1789 года. Нижегородская губерния в числе других, по крылатому выражению того времени, «покрылась пеной, выброшенной французской бурей», отмечал Дмитрий Смирнов. Значит, не совсем уж провинцией был город в те времена)
Все французы находились под строгим надзором правительства, боявшегося заноса в Россию «революционной заразы». Впрочем, уже скоро дружба с иностранцами закончилась.
В следующий раз мы вам расскажем, как в начале XIX века нижегородцы придумали свои способы подготовки к войне с Францией и как ждали «небесную красавицу». Продолжение следует…
#заповедныекварталы #нижнийновгород #нн #история #наследие #экскурсии #путешествия #кудапойтивнижнемновгороде #кудапоехатьвнижнемновгороде