На сегодняшний день в составе Черноморского флота Российской Федерации находятся десятки кораблей и подводных лодок, а также морская авиация, пехота и береговые войска. В общей сложности на нем несут службу более 25 тыс. военнослужащих, которые успешно решают боевые задачи. Мало кто знает, но Черноморский флот, гордость и опора России, в 90-е мог стать Украинским. Корабли, которые сохраняли верность Москве, подвергались захвату один за одним по прямому указанию Киева.
Август 1991 г. Верховный совет УССР принимает документ «Акт провозглашения независимости Украины», а cgecnz ytcrjkmrj месяцев постановление, которое переподчиняет Черноморский флот Киеву. Но насколько УССР имела право на принятие таких документов, На тот момент Советский Союз еще существовал, а в компетенцию Украинского верховного совета не входили вопросы провозглашения независимости или раздела армии и флота. Поэтому командование тогда еще советских воинских частей просто игнорировало решение Киева и по прежнему подчинялось лишь Москве.
Ситуация резко изменилась 8 декабря 1991 г. Тогда в Беловежской пуще руководители трех союзных республик заключили договор о развале СССР. Бывшие советские республики получили независимость и вошли в состав нового межгосударственного объединения - СНГ. Спустя еще несколько дней, а именно 30 декабря в белорусской столице на встрече руководителей государств СНГ, были подписаны еще несколько соглашений по которым минобороны Советского Союза ликвидировали. Вместо него было создано главное командование вооруженными силами СНГ. Постсоветские страны добились права создавать свои вооруженные силы, но стратегические силы, согласно договору, подчинялись объединенному командованию содружества.
Черноморские флот относился к оперативно-стратегическому объединению, а значит он тоже разделу не подлежал. Однако уже 5 апреля 1992 г. президент незалежной Леонид Кравчук нарушил соглашение и издал указ о переходе Черноморского флота в подчинение минобороны Украины. В Киеве не скрывали, что хотят забрать себе весь Черноморский флот.
Борис Ельцин спешно после принятия украинской стороной этого документа, 7 апреля подписал свой указ о переходе под российскую юрисдикцию Черноморского флота. Отношения между Киевом и Москвой обострились. Стороны начали переговоры, но Украина не дожидаясь их завершения стала просто захватывать корабли.
Первая попытка захвата произошла еще в октябре 1991 г. К тому времени по заказу Северного флота был построен тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Но Леонид Кравчук телеграммой известил командира авианосца Виктора Ярыгина, что отныне корабль украинский. Ярыгин не стал возражать, а решил действовать. Он в прямом смысле угнал крейсер из Николаева. 30 октября «Адмирал Кузнецов» взял курс на Босфор, однако согласно конвенции Монтрё, Турция имела право запретить проход авианосца через свои проливы. Самолетов на корабле не было, а следовательно и глубокой осадки тоже не было, поэтому турки закрыли глаза на его проход на Северный флот, где уже и была закончена его модернизация.
Но «Адмирал Кузнецов» не единственный корабль, который Украина хотела присвоить себе. Борис Левчин в годы раздела флота служил в Измаиле заместителем командира бригады катеров. Его вместе с подчиненными ему офицерами и мичманами тоже пытались заставить принять новую присягу. Но, как рассказывает Борис Левчин, все как один подчиненные ему моряки присягать Украине отказались. Однако одна провокация следовала за другой. В мае 1992 г в Севастополе произошла попытка захвата подлодки Б-871 и приведение ее экипажа к украинской присяге. Но патриотически настроенные офицеры и матросы загерметизировались в 4 отсеке субмарины и пообещали в͌̕̚з̽͌̔о͆р͌͑̐в́̈́̕а͠͠͝т̓͋̕ь̈́̚̚ ее вместе с собой, если незаконная попытка подчинения Б-871 Украине не прекратится. Так подводная лодка осталась в составе Черноморского флота.
Однако самый серьезный конфликт, который определил дальнейшую судьбу ВМФ Украины случился в апреле 1994 г. в Одессе. В ночь на 10 число украинцы пошли на откровенный штурм 318-го дивизиона кораблей резерва Черноморского флота. Предшествовала этому попытка захвата Украиной гидрографического судна «Челекен». Но моряки 318-го дивизиона наставили на конвой оружие и пошли в Севастополь. Через несколько часов на захват судна Киев отправил пограничные катера 4 перехватчика СУ-15. Эдуард Балтин, командующий Черноморским флотом выдвинул для защиты «Челекена» ударную корабельную группу. Украинцам пришлось вернуть катера и самолеты на базы. Но в наказание спецназ незалежной разгромил ночью гарнизон дивизиона.
Дивизион резерва Черноморского флота базировался в самом центре города. Его захват произошел 10 апреля 1994 г. Дата выбрана не случайно. Одесса отмечала 50-летие со дня освобождения - матросы в увольнении, на базе только вахта. Ночью 160 вооруженных украинских десантников ворвались в военный городок. Моряков и членов их семей арестовали, потребовав от мужчин принять украинскую присягу. Из 17 офицеров согласились лишь трое. Остальные сохранили верность единому командованию Черноморского флота и уехали в Россию. После захвата дивизиона Украина перевела его под свою юрисдикцию, захватили одесский гидрографический пост и десятки других объектов Черноморского флота. Именно так русский город Одесса стал главной базой ВМФ Украины.
Интересно, что до 1994 г. Киев не решался на захват объектов Черноморского флота. Связано это с тем, что на Украине размещалось множество сухопутных частей. - 3 военных округа. А их офицеры, так же как и черноморцы, в большинстве своем хранили верность советской, а затем и российской присяге. Поэтому армия поддерживала черноморцев. Со временем большая часть военнослужащих постепенно возвращалась в Россию, в частях становилось все больше офицеров, присягнувших незалежной. Они и дали добро на захват 318-го дивизиона кораблей.
Нападения на наши корабли завершились лишь в мае 1997 г., когда президенты России и Украины подписали несколько соглашений, регламентирующих разделение Черноморского флота Советского Союза.
После окончательного раздела Черноморского флота, Киев получил 138 кораблей. Это силы равные примерно ВМФ Италии. Но поскольку на Украине не было специалистов по эксплуатации боевых кораблей, то многие корабли постепенно приходили в негодность. Тяжелы авианесущий крейсер «Рига» продали Китаю. Ракетный крейсер «Украина» разрезали на лом. Было 5 фрегатов - сегодня нет ни одного. Из 11 корветов в строю оставался один. Из 7 ракетных катеров остался один - 1 продали, а 5 списали. И так со всеми остальными. Вот и получается, что в 90-е годы Украине досталось внушительное количество кораблей, но создать свой мощный флот она так и не сумела.
Наш Telegram канал: https://t.me/joinchat/VFwrfBZgfHUfQldh