Когда заходит речь о детях билингвов, ни у кого не возникает вопросов — а достаточно ли они билингвы? Мы слышим, как дети легко переключаются с одного языка на другой, как моментально меняется их произношение в момент переключения, и мы точно знаем (чувствуем тоже), что ребенок свободно говорит на двух языках.
В мире взрослых люди опираются на “научные статьи”, потому что много сомневаются. “А возможно ли во взрослом возрасте стать билингвом?”
“А если я с 15 лет учу, это считается?”
“А вот тут написано, что билингвы — это те, кто каждый день использует оба языка, значит я тоже в этой категории? Но у меня же только upper-intermediate, хотя общаюсь на работе каждый день”.
Суть вопроса для меня не в том, возможно ли взрослому стать билингвом (даже лингвисты пока спорят), а в том, что люди ищут соответствия некому статусу. Я подхожу в эту категорию, скажите мне? Если да — человек может стать счастливым (О! тест (или блогер, или преподаватель) подтвердил, что я билингв!”), а через время его снова настигнут сомнения (в результате сравнения себя с другими). Если нет — человек демотивирован (ну вот, все напрасно) и прекращает всякие усилия.
А какая разница, что говорят ученые или лингвисты? С каких пор то, что человек чувствует, и результаты, которые человек показывает в реальности, перестали быть важнее, чем “научные данные”? Наука основана на статистике. Обычно науке нужно лет 20-30 собирать статистику, чтобы прийти к выводу, что яйца есть не вредно, и они холестерин не повышают до опасных пределов. При этом, некоторые люди ели яйца все эти 20-30 лет и были абсолютно здоровы. А некоторые избегали яиц 20-30 лет, потому что верили “научным данным”. Никакая наука не может знать истинное положение вещей внутри конкретного человека. Каждый из нас — уникальная конструкция. Распознать эту индивидуальность в себе — задача каждого из нас. Слушать себя, верить себе, действовать как подсказывает интуиция.
Вместо этого — люди спорят, кто первый залезет в контейнер с названием “взрослые билингвы”. Еще надо доказать существование этого контейнера. А людям, которые туда себя уже поместили, теперь нужно доказывать, что они соответствуют.
Но суть от этого не меняется.
Как бы не назывался статус, все решает жизнь и люди — как мы общаемся, насколько нас понимают, какого качества наши отношения с англоговорящими людьми, и насколько реалистично мы оцениваем себя и ситуацию.
Поделить людей на две категории — “взрослые билингвы” и “неспособные ими стать” — не дает реалистичной картины. Единственная реалистичная здесь деталь — сравнение. Люди постоянно сравнивают себя с другими.
Интересно, что многие люди сравнивают себя с одной целью — чтобы доказать себе, что они хуже (не билингвы и не могут), меньше, less than…
Дело не в воспитании, где людей учили, что быть выскочкой плохо… Просто когда ты все время меньше, это безопасно. Большие не будут чувствовать в тебе угрозы. Никто не будет воспринимать тебя как равного для поединка (а такие люди до ужаса боятся конфликтов и не умеют с ними справляться). И главное — ты всем нравишься. Сказал со сцены, что ты дурак, неумеха, что в детстве тебя считали недоразвитым, что в бизнесе ты делал одни ошибки (не то, что умные люди) — и тебе аплодируют. Тебя хотят поддержать. Тебе говорят: “Ты молодец, ты смелый, поделился тем, что внутри”. Такие люди не хотят, чтобы вы стали собой в полной мере — то есть проявили свою силу. Им выгодно, чтобы вы всегда держали ее в карцере под страхом конфликта и потери всех взаимоотношений с людьми.
Когда люди, которые учат язык, сравнивают себя с теми, кто лучше их, они снова и снова находят себя “хуже” во всех аспектах, чтобы ничего не делать. Чтобы ничего по-настоящему не менять. Они много говорят о том, что хотят все изменить, но как только возможность встает перед ними, они сбегают в свою безопасную зону. Это ни разу не зона комфорта (его там как раз нет, потому что человек внутри точно чувствует, что может больше), это зона безопасности (как кажется сознанию). Когда ты “меньше” или “хуже” в чем-то, это вызов научиться стать больше или лучше.
А как человек поймет, что он стал лучше, если он никогда не сравнивает себя в другую сторону? А что у меня получается хорошо? Это запрещено. Сравнивать себя с другими, чтобы найти, в чем я лучше — это, как говорит общество, лицемерие, эгоизм, и нарциссизм.
Только в любом бизнесе команды строятся именно на основании реалистичной оценки качеств и способностей каждого участника. Один отлично разбирается в дизайне, у второго своем нет чувства вкуса, но отличные управленческие навыки. Так же строятся кланы и поселения. Один хорошо готовит, другой шьет, третий смотрит за детьми, четвертый поет, пятый учит ремеслу.
Если люди будут постоянно сравнивать себя с теми, кого наука уже причислила к “лику святых” (то есть взрослых билингвов), чтобы снова доказать себе, что они ниже, меньше, хуже, результат будет предсказуемый — бездействие.
В этом состоянии находятся многие люди, которые постоянно себя сравнивают с другими. Они не видят реалистичной картины (я лучше в этом, но совсем не умею это), они фокусируются только на своей “недо” части.
Противоположный (и не менее опасный) результат — иллюзия восприятия себя, когда человек, например, верит мнению блогера, который причислил его к “билингвам”, игнорируя реальное положение вещей. Опасность в том, что сам человек вкладывает в слово “билингв” тот уровень совершенства, от которого “наука” сегодня отказывается. Слово одно, а смыслы заложены разные. Ожидание от себя совершенства и соответствия в каждой новой ситуации рождает нервозность и тревогу перед каждой новой коммуникацией (а соответствую ли я?) и одновременно включает механизм защиты (“мне сказали, что я соответствую! Это вы не в курсе новых научных данных!”)
Сравниваете себя с другими? С какой целью?
И влияет ли это на прогресс в изучении языка до того уровня, что вам нужен?
Творческая, ежедневная, целенаправленная практика на английском языке для достижения Native-Like fluency. Начать бесплатный пробный период (14 дней) можно прямо сейчас, без привязки карты и оплаты по ссылке.
#natalia tokar #upskillme #наталья токарь #english