Найти в Дзене
Канал карикатур

Как "Канал Карикатур" изменил мое восприятие двадцатых годов ХХ века

Привет, друзья! Я тут недавно обещала рассказать, как "Крокодил" на меня повлиял. Я имела ввиду на тот момент, что стала изучать карикатуристов. Но прежде, чем рассказать об этом, решила поделиться самым удивительным для меня явлением: картинка прошлого в моих глазах стала другой. Вот об этом и поговорим.

Художник Л. Генч журнал "Крокодил" 1930 №01
Художник Л. Генч журнал "Крокодил" 1930 №01

Антирелигиозные спектакли в клубах ставятся очень халтурно. Артисты в одну и ту же ночь участвуют в десятках постановок не входят и в клуба в клуб, даже не переодеваясь. (Из газет).

-Сподобил господь живого Христа увидеть. Дай, батюшка, приложиться. -Не задерживай, убогая, мне на десятую халтуру успеть нужно...

Во-первых, я впервые осознала, насколько это было прогрессивное и дерзкое время. Смелое по мысли, смелое по форме.

Еще я поняла, что двадцатые - это не только пламенные речи мужчин в кожанках и женщин в кумачовых платках. А еще и вот это.

Художник Ю.Ганфа, сатирический журнал "Крокодил" №16 1927
Художник Ю.Ганфа, сатирический журнал "Крокодил" №16 1927

Решил писатель взять материал романа из действительной жизни. Зашел в рабочий клуб. Вот что он там увидел.
И вот как изобразил он это в своем произведении.

Объясню. Конечно, и в фильмах, и в книгах про двадцатые, показывали не только большевиков. Но создавалось впечатление, что всякие модные гуляки составляют ничтожное меньшинство населения. А по картинкам в "Крокодиле", я поняла, что это не так.

Вот таких шуток больше не было никогда в "Крокодиле№":

Художник К.Елисеев журнал "Крокодил" 1920е
Художник К.Елисеев журнал "Крокодил" 1920е

ДОКЛАДЧИК-АНТИРЕЛИГИОЗНИК: -Бож мой! Забыл, как это дальше-то будет...
ПОП: - Черт дери! Забыл, как это дальше-то будет...

Ну и феминизм:

Художник Ю.Ганфа, сатирический журнал "Крокодил" двадцатые
Художник Ю.Ганфа, сатирический журнал "Крокодил" двадцатые

МУЖ (жене) - Нужно жить по-новому! Женщина должна радоваться своей свободе! Ты не хочешь понять? Так я вобью тебе это в голову!

Собственно, вот так я и представляла себе жизнь двадцатых. А еще вот так:

Художник Ив. Малютин, сатирический журнал "Крокодил" двадцатые
Художник Ив. Малютин, сатирический журнал "Крокодил" двадцатые

ОБСЛЕДОВАТЕЛЬ - Скажите, у клопов у вас тут не водится?
ОБЩЕЖИТЕЛЬ: - Помилуйте! Клоп - да нешто он в таких условиях выдержит? Он - насекомая слабая, куда ему!

А вот об этом я вообще не думала:

Художник Ю.Ганфа, сатирический журнал "Крокодил" двадцатые
Художник Ю.Ганфа, сатирический журнал "Крокодил" двадцатые

-Пей, Васютка! Не отставай!
-Да мне, папенька, завтра в училище идти!
-Ничего! Мне тоже на завод надо. Вот вместе и не пойдем.

В чем суть? В том, что оказывается, у кого-тона фоне разрухи продолжалась жизнь. Обычная жизнь, с самоварами и с гитарами. Как-будто ничего не происходит. А одевались не только в кожанки, но и например вот так:

Художник К,Елисеев  журнал "Крокодил" №35 1927
Художник К,Елисеев журнал "Крокодил" №35 1927

-Что вы беспокоитесь.Гражданка? В лодке ваш родственник?
-Нет, не родственник.Он меня просто так обещал на службу устроить!

Ну, как-то так.

И вот так вот за два года существование канала образ двадцатых годов в моем сознании изменился. Раньше это было время обездоленности, коммуналок и лишений. Сейчас картинка стала шире.