Глава "Индейская политика" из доклада Поверенного по делам индейцев за 1872 год раскрывает интересные подробности этой самой политики, а также причины недовольства и критики общественности, подогреваемых жадными до дешевых сенсаций и жаренных новостей газетами.
Индейская политика
Индейская политика, или так называемая государственная политика в отношении индейцев, на самом деле политикой не является. Это два совершенно разных курса, взаимно противоречивых и зеркально отражающих друг друга. Один регулирует обращение с потенциально опасными племенами, то есть теми, чья враждебность сдерживается до тех пор, пока правительство делает все, чтобы потакать их праздности. Второй политический курс регулирует обращение с теми племенами, которые, в силу традиций дружбы, численной слабости или расположения, либо не склонны, либо неспособны сопротивляться требованиям правительства.
Наше обращение со слабыми понками и дружественными аррикара, манданами и гровантрами на севере является примером последнего, в то время как обращение с их наглыми и полувраждебными соседями, сиу, служит примером первого. Точно так же и на юге, обращение с мирными папаго из Аризоны контрастирует с тем, как поступают правительство с их традиционными врагами, вероломными и мстительными апачи.
Отсутствие цельной и последовательной политики правительства в отношении индейских племен стало поводом для многочисленных насмешек и предвзятых оскорблений. Со стороны выглядит так, будто все нарочно делается для появления большей критики и поводов для сатиры и при этом не совместимо с высшей целесообразностью ситуации.
Конечно, абсолютно нелогично, что расходы правительства должны быть пропорциональны не хорошему, а плохому поведению нескольких племен. Что большие группы индейцев должны поддерживаться в полной праздности за счет средств правительства только потому, что они дерзкие и наглые, в то время как хорошие индейцы получают помощь только для самообеспечения, поскольку известно, что они не поднимут восстание.
Наверное слово "абсурдный" это наименьшее из определений такого порядка вещей, когда делегации племен, которые часто бросали вызов нашей власти и сражались с нашими войсками, никогда не уступали (только частично) и неохотно повиновались самым разумным требованиям правительства, должны быть приняты в столице страны, накормлены и нагружены подарками. Пожалуй, нет лучше темы для едкой статьи и повышения настроения мрачного газетного редактора в день без новостей, чем такой ход со стороны правительства.
Все это может показаться очень забавным., и, несомненно, легкомысленные, досужие люди сильно подвержены осуждению индейской политики под непрекращающимся обстрелом из стрелкового оружия в виде ябед и эпиграмм, даже, возможно, больше, чем под мощной артиллерией из аргументов и политических памфлетов. И все же, несмотря на все это, правительство право, а его критики ошибаются. "Индейская политика" является разумной, здравой и благотворной, потому что она сводит к минимуму потери жизней и имущества на нашей границе, и позволяет при данных обстоятельствах наиболее свободно развиваться нашим поселениям и железным дорогам.
Ошибка критиков нынешней индейской политики, заключается в том, что они мысленно сами на себя не примеряют методы нашего правительства. Например, чем отличаются повышенные расходы правительства в отношение враждебных племен в ущерб мирным индейцам, чем то, когда отдельно взятый гражданин вынужден отдать все содержимое своего кошелька грабителю, чтобы спасти собственную жизнь, зато, когда дело заходит о благотворительной помощи действительно нуждающемуся просителю, то гражданин будет измерять свой вклад доступными средствами и существующим положением дел.
Точно так же можно оправдать действия правительства, которое кормит дерзких и своенравных индейцев досыта, позволяя более сговорчивым и мирным племенам добывать себе пропитание черновым, поденным трудом. Конечно, не следует понимать, что правительство Соединенных Штатов находится в милости у индейцев, на самом деле в таком положении находятся тысячи его граждан, если даже не тысячи семей.
Их уязвимое положение на краю границы оседлых поселений дает правительству достаточное основание для того, чтобы откупаться от ярости разгневанных индейцев, вполне обоснованной вторжением в их охотничьи угодья и исчезновением дичи. Потребуется, по крайней мере, сто тысяч солдат, чтобы сформировать кордон, за которым наши поселенцы могли бы двигаться вперед с таким размахом, неограниченным выбором места, безопасностью и свободой передвижения, который характерен для роста миграции последних двух или трех лет. Действительно, присутствие любой военной силы не могло бы придать пионерам ту уверенность, которую породило общее замирение с индейцами.
Люди с авантюрной жилкой будут жить и работать за линией войск, и даже находить в этом некоторое удовольствие. Однако, как правило, мужчины не повезут в опасное место своих жен и детей, и не будут вкладывать деньги в развитие хозяйства. Прекращение индейских войн в последние годы оказало большое влияние к привлечению на границу иммигрантов, прибывающих в огромном количестве к нашим берегам. Американцы, привыкшие рассматривать этот вид опасности как одну из особенностей жизни первопроходцев, вряд ли поймут, с какой неохотой люди, привыкшие к абсолютной безопасности личности и имущества в заселенных странах Европы, подвергать себя и свои семьи опасностям такого рода.
Покойный ныне президент Северной Тихоокеанской железной дороги сообщал мне, что было практически невозможно нанять шведов и норвежцев для работ по прокладке линии от Ред-Ривер до Миссури из-за смутного опасения нападения индейцев, которое преобладало в связи с продвижением дороги в течение прошлого лета. По факту же никто из сведущих людей не верил, что индейцы нападут, пока не будет пересечена Миссури и не будет проложено 100 миль пути.
Однако, эти люди, не привыкшие рассматривать возможные пытки и убийства как одно из условий рабочего контракта, скорее откажутся от высокой зарплаты, чем подвергнут себя малейшему риску. Тот факт, что американцы более смелые и авантюрные в условиях привычной им опасности, является еще одним веским основанием для сохранения мира, который вот уже три года обеспечивается системой выдачи пайков индейцам.
По всей западной части страны раскидано бесчисленное множество небольших фермерских или шахтерских поселений, которые, если их не трогать, через несколько лет превратятся в самодостаточные общины, но которые в случае всеобщей индейской войны тут же полностью исчезнут либо в результате исхода населения, либо в результате резни. В первый же месяц военных действий пятьдесят долин, по которым сейчас медленно, но неуклонно ползет население под прикрытием системы выдачи пайков, будут сметены ужасными зверствами индейской войны, или покинуты своими испуганными жителями, спешно собравшими свои пожитки, которые можно уместить в единственный фургон.
Таков был бы результат даже при самом благоприятном исходе военных действий. Правильнее будет, если едкие критики индейской политики правительства, честно взглянут в лицо единственной альтернативе, которая сейчас возможна. Следует помнить, что в обращении цивилизованной державы с дикарями не существует проблемы национального достоинства. С дикими людьми, как и с дикими зверьми, вопрос о том, следует ли в данной ситуации драться, уговаривать или отступать, является лишь вопросом того, что проще и безопаснее.
Источник - Ежегодный отчет поверенного по делам индейцев перед Конгрессом США за 1872 год. Докладчик - Френсис А. Уокер.