Найти в Дзене

Мой ребёнок не читает: виновата ли «Война и мир»?

Как-то лет 20 назад в старших классах нам задали на лето «Войну и мир» Л. Толстого. Увидев, какая она огромная, мы с подругой решили, что для стимула мы заключим договор: кто не осилит её до 1 сентября, угощает шоколадкой. В итоге подруга сдалась сразу, а я получила шоколадку.

Недавно разговаривала с мамой уже современного старшеклассника. Она расстроенно делилась о том, что её сын не читает всё, что длиннее 10 страниц. Что уж говорить о долгих классических произведениях. И сетовала на школьную программу, виноватую в отношении её сына к книгам.

Среди моего окружения каждая вторая мама переживает о том, как привить ребёнку любовь к чтению. И каждая из них называет свои причины, почему дети не любят читать. Вот эти звучат чаще всего:

  • Классика долгая и скучная
  • Уроки литературы неинтересные
  • Поколение Z из-за клипового мышления не может читать длинные тексты

Как вы видите, виновата жизнь вокруг нас. В первом случае это писатели — взбрело же им в голову написать такие объёмные и скучные произведения! Во втором случае — это учителя, которые не умеют заинтересовать ребёнка, да и школьная программа ущербная. И в третьем — это сами подростки со своим неумением концентрироваться на чём-то одном.

В этих утверждениях, несомненно, есть своя истина. Мир настолько изменился, что русский язык 19 века во многом воспринимается детьми как чужой. Даже когда я просто читаю стихотворение ребёнку, мне приходится порой дважды за строчку останавливаться и объяснять непонятные слова. Вот, например, А. С. Пушкин, отрывок из «Евгения Онегина» (жирным выделены слова, требующие разъяснения):

Что уж говорить про большие произведения, где непонятных слов ещё больше. Много ли детей готовы останавливаться при чтении, или даже слушая аудиокнигу, и каждый раз уточнять значение того или иного слова? Единицы. Между тем это важный навык для того, чтобы уметь и любить читать.

-2

Со своим шестилетним ребёнком мы уже больше года играем в такую игру: я ему читаю стихи, а он, когда слышит незнакомое слово, хлопает в ладоши. И я заметила, что когда он читает сам, без меня, то останавливается и спрашивает меня, что это слово значит. Я радуюсь этому — первый шаг в сторону любви к книгам сделан.

Возвращаясь к долгой и скучной классике. Скучная — не потому, что не интересная. Скорее, непонятная. А уметь понимать тексты закладывается с детства и школой и, в первую очередь, родителями.

Теперь про уроки литературы. Как и везде, от учителя зависит многое. Прочитать ту же «Войну и мир» меня вдохновила одна-единственная фраза учительницы о том, что Наташа Ростова оказалась в трудной ситуации и собралась выпить яд. Мой уровень любопытства возрос до небес: что же там случилось? Почему яд?

Можно ли заинтересовать современного подростка классикой? Безусловно. Времена хоть и меняются, форма тоже, но суть остаётся — многие идеи актуальны, как никогда. Да и помощников преподавания в наше время гораздо больше — презентации, видео, интерактивные доски и приложения, игровые тесты — всё это учитель может применить на уроке и уже применяет, если любит своё дело.

Конечно, во всём нужна мера. Я против того, чтобы учить ребёнка читать на зарисовках о природе, о долге и совести, как любят в наших учебниках. В этих текстах нет ничего плохого, но на опыте своих детей знаю — они не увлекают так, как истории про «Щенячий патруль» или комиксы «Легенды о волках». Заход должен быть через то, что близко и интересно ребёнку. И постепенно расширять его кругозор до рассказов и классических романов.

Может, проблема в том, что ребёнок в принципе не читал, не увеличивал постепенно свой объём, и поэтому «Война и мир» кажется ему неподъёмной? Такое вполне можно предположить — в моей прошлой репетиторской практике была девочка, которая в 7 классе читала медленно и с ошибками, хотя сама умная и интересная. Какая ей классика? Максимум — сообщения в Вайбере…

Вот мы подбираемся к самому поколению Z и обсуждаем, насколько оно виновно в отсутствии интереса к литературе. Опять же, из разговора с женщиной:

— Мой сын не хочет читать.

— Я вы читаете?

Молчание.

Любовь к книгам не берётся из ниоткуда. Её создаёт среда. И сама близкая к ребёнку среда — это семейная. Не школьная, где уроки литературы два раза в неделю по 40 минут. А именно семейная.

Представьте: родители увлечены чтением, обсуждают книги, зависают в книжных магазинах, заказывают яркие красочные экземпляры из Интернета (благо сейчас реально красивых книжек очень много, прямо как произведения искусства!), с азартом вскрывают коробку и нюхают запах типографской краски… Читают ребёнку на ночь, потому что им самим интересно погрузиться снова в мир детской литературы. Организуют читальные клубы, куда ходят со своими детьми. Да ребёнку просто деваться некуда — он будет читать!

А если родители сами в это не вовлечены, тогда, может, и не стоит требовать от ребёнка? Или тогда уж озаботиться вопросом создания для него этой самой читающей среды… Не полагаясь на школу — она лишь ступень в общении человека с книгой. А беря ответственность на себя.

Я перечитывала ту же «Войну и мир» раза три. Сначала пропускала скучные описания о войне, меня интересовала любовь и отношения. Потом детали быта и образа жизни. И под конец уже заинтересовалась войной. Раз за разом, слой за слоем мне открывалась книга с новой стороны. Я получала от этого огромное удовольствие.

Я не знаю, будут ли мои дети читать и любить конкретно это произведение. Но это и неважно: главное, они освоят и этот способ наравне с аудиокнигами и просмотром видео. А будут ли они пользоваться или нет — решать им.

Если вы тоже ищете альтернативные варианты образования детей, подписывайтесь на наш канал!

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-3

Автор: Ульяна Тужилина, трое детей, один на СО, тьютор (специалист по выбору профессии), организатор курсов для подростков

Другие статьи о семейном обучении: