В 2010 году на широкие экраны кинотеатров России вышел остросюжетный фильм " Кандагар", в котором очень достоверно показана история захвата грузового самолета Ил -76 в Афганистане и
как выживали, попавшие в плен, летчики.
Очень динамичная и трагичная кинолента благодаря отличной игре известных актеров, таких как: В. Машков, А. Балуев и А. Панин очень правдоподобно показывает весь драматизм той ситуации, в которую попали пилоты транспортного авиалайнера, когда их заставили приземлиться в аэропорту города Кандагар. Пробыв больше года в плену у талибов, им удается угнать свой самолет и вернуться на родину.
Как оказалось, данная кинолента основана на реальных событиях, произошедших в 1995 году. Именно настоящую историю такого уникального спасения мы с Вами и узнаем из данного повествования.
Удивительная по трагизму и настоящему героизму история началась 3 августа 1995 года, когда транспортный самолет Ил-76 казанской авиакомпании " Аэростан", загрузив на борт больше тысячи ящиков с патронами, вылетел из аэропорта Тирана в Албании и направился в аэропорт города Кабул в Афганистане.
Рейс был коммерческий и далеко не первый для семи членов экипажа транспортного Ил-76. Груз боеприпасов был предназначен для "Северного альянса" Афганистана, командиром которого был Ахмад шах Масуд, он же являлся непримиримым противником движения " Талибан" которое, узнав по оперативной информации о данном рейсе, решило его прервать.
В воздушном пространстве Афганистана, с транспортником Ил-76 вышли на связь талибы и сообщили, что самолет должен совершить посадку в городе Кандагар для тщательного досмотра. Пилоты коммерческого рейса были озадачены, ведь пунктом конечным назначения их самолета значился Кабул, а не Кандагар. Проигнорировав данные сообщения, Ил-76 продолжал свой полет.
Однако, спустя некоторое время в небе появились два истребителя Миг-21, принадлежавшие талибам и силой принудили экипаж транспортного самолета совершить посадку в аэропорту города Кандагар.
Груз, который перевозил Ил-76 был тщательно осмотрен и формально, среди разрешенных к перевозке стрелковых боеприпасов, были обнаружены несколько ящиков со снарядами, которые транспортировать было запрещено.
Командиром судна был Владимир Шарпатов, который надеялся на то, что этот инцидент быстро разрешится и что Россия, гражданами которой являлись члены экипажа данного коммерческого самолета, уладит конфликт, после чего все пилоты вернутся на родину.
Как оказалось, принуждение к посадке самолета, было предлогом, а скорее спланированной акцией, для того, чтобы данные боеприпасы не попали в руки противникам движения "Талибан".
Все члены экипажа были арестованы и отправлены в тюрьму города Кандагар. Ребята были реально подавлены, ведь за такой несанкционированный груз, о котором члены экипажа даже и не догадывались, их могли казнить по законам военного времени, тем более в такой стране как Афганистан.
Надежда на скорое освобождение таяла на глазах. К пленным пилотам приставили переводчика, который и помогал капитану Ил-76 Шарпатову и его помощнику второму пилоту Хайруллину вести диалог с главарями талибов.
О том, что российские пилоты оказались в плену, первой узнала авиакомпания " Аэростан", где работали все члены экипажа транспортного самолета. Хозяева данной фирмы пытались договориться с талибами и выкупить пилотов или обменять их на технику и другие необходимые в Афганистане товары, но переговоры провалились.
Пока чиновники пытались договориться с афганцами об освобождении пилотов, экипаж находился в плену и надеялся на то, что данный конфликт будет решен в ближайшем будущем. Однако время шло, а никаких положительных решений принято не было.
По воспоминаниям самих летчиков, самым тяжелым была неизвестность, как скоро все это закончится и закончится ли вообще. Кормили пленных очень скудно, воду давали редко, а уж о медицинской помощи российские пилоты могли даже не мечтать.
Данный случай получил довольно сильную огласку, так как переброска оружия - это противозаконная деятельность и что за этим стоят российские летчики, заинтересовало многих иностранных журналистов. Приезжали разные делегации в том числе и из США, так получилось, что члены экипажа оказались разменной монетой в политических играх стран оппонентов.
Поняв, что спасения из вне им не дождаться, все члены экипажа решают совершить попытку угнать свой транспортный самолет, который до сих пор находился в аэропорту города Кандагар и был почти полностью заправлен горючим, так как после приземления в пункте назначения в городе Кабул, они собирались сразу совершать обратный рейс.
Конечно, талибы вели переговоры с экипажем, пытаясь переманить ребят на свою сторону. Они предлагали пилотом свободу, если те пойдут на сотрудничество с ними и будут перевозить на своем Ил-76 топливо и боеприпасы для их коалиции. Такое развитие событий российский экипаж не устроило, однако капитану воздушного судна удалось убедить охрану, что самолет нуждается в обслуживании и если талибы хотят иметь у себя исправный транспортник, то необходимо пару раз в неделю вывозить пилотов на его осмотр и диагностику.
План пилотов сработал. Несколько месяцев экипаж тщательно готовился к побегу и усыпив бдительность афганцев, которые охраняли самолет, решились на угон Ил-76 из аэропорта города Кандагар.
В пятницу 16 августа 1996 года, когда вся охрана была на молитве, а в салоне самолета оставались всего три охранника, экипаж в полном составе поднялся на борт судна и в привычном режиме начал разогрев двигателей. Радист Юрий Вшивцев передал диспетчеру аэропорта, что они просто прокатятся по взлетной полосе, чтобы проверить исправность резины на стойках шасси. Однако и диспетчера не было на месте, он тоже совершал намаз.
Решив, что время настало, экипаж начал разгон по взлетной полосе аэропорта. Почуяв неладное трое охранников, находившиеся в транспортном отсеке, пытались остановить пленников, но были обезоружены и связаны членами экипажа.
Тем временем поняв, что Ил-76 пытается взлететь, охрана аэропорта направила на перерез самолету два грузовика, чтобы не позволить ему набрать нужную скорость. Однако было уже поздно, транспортник с российским экипажем на борту пронесся в считанных сантиметрах над автомобилями и начал набирать высоту.
Экипаж самолета решил не лететь в Россию, так как именно в этом направлении и будут их искать, поднятые по тревоги МиГи талибов. Ил-76 направился на север в ОАЭ и летел очень низко, в 100 метрах от земли, чтобы не быть заметными на радарах.
Через два часа самолет со сбежавшими членами экипажа, которые пробыли в плену 378 дней, пошел на посадку в эмирате Шарджа. Еще в полете предупредили местных диспетчеров, что это за рейс и откуда. Встретили их как настоящих героев, троих талибов, находящихся в салоне, забрала полиция, а все пилоты были размещены в гостинице. Именно тогда они впервые позвонили домой и сказали своим родным, что живы.
Позже из России в Шарджу прилетел самолет Ил-62 и забрал всех членов экипажа, совершивших такой дерзкий побег из Кандагара. Все пилоты живыми и здоровыми вернулись на родину.
В 2016 году командиру самолета Ил-76 Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину присвоили звание героев России, а остальные члены экипажа были удостоены орденов Мужества. Транспортный самолет Ил-76, на котором был совершен побег из плена, до сих пор в строю и исправно служит своим новым хозяевам.
СТАТЬИ НА ПОХОЖИЕ ТЕМЫ ЧИТАЙТЕ, ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКАМ НИЖЕ.