Найти тему
Катехизис и Катарсис

Эвакуация правительства из-за военной угрозы — штука всегда сомнительная

С одной стороны, очевидно, зачем она нужна. С другой — это сильнейшим образом бьёт по боевому духу и мешает управлению, если ещё предполагается как-то отбиваться. А если нет — ну очень мало в истории "правительств в изгнании", не представлявших собой политический труп (та же La France Libre Шарля де Голля — ещё из удачных примеров). Самый интересный кейс такого рода — бегство португальского двора в Бразилию.

По сути ход настолько очевидный, что я был очень разочарован, когда узнал — так не получается в Empire: Total War. Ну а что? У нас есть достаточно слабенькая метрополия в Европе, зато большие колониальные владения. Так почему бы при военной угрозе не эвакуироваться туда?

В конце 1807 года стало очевидно — войска Наполеона в Португалию (а она, я напомню, многовековой союзник Англии/Британии — ещё с Крестовых походов) вторгнутся. И ясное дело, сопротивляться им — это лишь оттягивать неизбежный финал, причём особо далеко его не оттянешь. Потому Жуан VI, регент при своей недееспособной матери Марии I Безумной, принял решение об эвакуации.

Бежал он не просто сам с семьёй и какими-то ближайшими людьми: всего за океан перебралось в итоге до 15 тысяч человек, включая весь королевский двор. Увезли и архивы, и казну, даже библиотеки — словом, обосноваться в Рио-де-Жанейро (хотя туда прибыли лишь в марте) решили основательно. Там и правда пробудут до апреля 1821.

Понятно, что это бегство (технически обеспеченное Британией) сохранило португальской королевской семье хотя бы часть былой власти. В моменте. Ибо самое интересное здесь — тот факт, что перенос королевского двора в Бразилию создал условия для скорой независимости Бразилии.

Как и всякая нормальная колониальная держава, прежде Португалия имела монополию на торговлю с собственными колониями. Теперь, не имея никакой метрополии в Европе, пришлось открыть Бразилию для дружественных стран. А единственной дружественной страной, имевшей тогда способный торговать с Бразилией флот, была Великобритания. Однако такая либерализация торговых дел — только часть перемен.

Бразилию пришлось открыть для иностранцев в принципе: нужны ведь двору деятели культуры, учёные и так далее (вспомним, как ещё в XV веке при Энрике Мореплавателе их активно привлекали отовсюду — что и сделало Португалию локомотивом Великих географических открытий). Дошло аж до "Французской культурной миссии" в 1816, что выглядит иронично.

С другой стороны, для бразильцев открылась Португалия — в смысле должностей при дворе и в государственных органах. Пришлось организовать на месте Banco do Brasil и, что уж совсем ни в какие ворота — начать в колонии выпускать газеты и книги (ранее сие было запрещено).

В общем, удобно укрывшись в Бразилии, португальский двор своими руками создал в колонии, ранее не имевшей никакой самостоятельной политической и экономической систем, вполне настоящее государство. Отнюдь не приходится удивляться, что уже 7 сентября 1822 года — менее чем через полтора года после возвращения короля в Португалию, возникла независимая Бразильская империя.

По крайней мере Португалии удалось возглавить то, что она уже никак не могла предотвратить — императором в Бразилии стал Педру I, сын Жуана. Причём Жуан VI потому его в колонии и оставил: мол, "надень корону сам, пока это не сделал какой-нибудь самозванец".

Глядя на такой пример "к чему приводит слишком бурное развитие территорий за океаном", поневоле задумаешься — а ведь неспроста ни один король Испании никогда свои колонии даже не посещал. Да и все мы помним, какой эффект дали активные боевые действий Британии в Америке по ходу Семилетней войны.

Колонии нужны, конечно. Но не стоит в них особо активничать.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!