Найти тему

Иногда чудеса случаются

Сейчас даже самый не читающий человек знает, что есть такой Чехов и у него есть пьесы. Но в этой истории успеха не всё было так просто, и в наше время он смело мог бы на старости лет колесить по миру с воодушевляющими проповедями и зарабатывать миллионы на мотивационных книгах. А раз он этого сделать не может, то зарядимся мотивацией бесплатно.

Переломным моментом для театральной карьеры Чехова стала постановка “Чайки”. Конечно, это была не первая его пьеса, но до этого он ограничивался лёгкими водевильными сценками и не вполне понятным зрителю “Ивановым”, судьбу которого “Чайка” готовилась благополучно повторить.
Премьера “Чайки” должна была состояться не где-либо, а в Александринском театре. Тем не менее бардак — явление универсальное, не щадящее даже самых монументальных представителей культуры, поэтому именно этим словом можно охарактеризовать весь процесс постановки.

По желанию известной комедийной актрисы (а “Чайка” у нас значится комедией) премьеру приурочили к её бенефису. Произошло это довольно внезапно, в середине сезона, всего за 8 репетиций. В ходе этих репетиций актёры несколько раз менялись, до последнего читали роли с листа и отправляли вместо себя дублёров. Обстановка явно не располагала к серьёзной работе.

Последним гвоздём стало зрительское ожидание: логика указывала им, что на юбилее комедийной актрисы нужно кататься по полу от смеха, а кроме того, по воспоминаниям свидетелей, круг её почитателей состоял в основном из полуинтеллигентных мелких чиновников, которым “Чайка” не была бы понятна ни в каком исполнении.

В итоге большая часть зала думала, что перед ними изображают странноватый низкопробный фарс, и старательно смеялась после каждой реплики, даже в финальной сцене. Народ был настроен на повеселиться и никакие несчастья героев не могли им в этом помешать.

Естественно, провал был абсолютным. Чехов зарекается писать пьесы, а Толстой в очередной раз убеждается, что кроме него ничто не может спасти современный театр.

Так бы все об этом и забыли, но пару лет спустя К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко решили взять всё в свои руки и спасать таки угасающее театральное искусство. Вместе с несколькими актёрами-единомышленниками они собрались создавать в Москве театр совершенно нового типа: "общедоступный", с новаторским подходом к постановкам, отсутствием устаревшего пафоса.

Начались долгие уговоры Чехова дать разрешение на постановку “Чайки”: в премьерный сезон абсолютно новой труппе с горящими глазами и невнятными целями кардинального и окончательного обновления театра. Как говорится, что мертво — умереть не может, поэтому “Чайку” они таки получили.

Далее следуют эмоциональные подробности долгой подготовки и всеобщих обмороков участников сего на премьере, о которых можно почитать в их воспоминаниях. Но ко всеобщему удивлению, успех был оглушительным, поэтому и все последующие пьесы автора ставились исключительно в том театре, который позже будет называться МХАТ.

Из этого мы можем сделать вывод, что драматургия Чехова была совсем не похожа на привычную для XIX века, поэтому успешной она могла быть только при новом подходе к восприятию и постановке.
А ещё, что если вы решили, что всё тлен и писать нужно совсем иначе, главное — найти тех, кто так же разочаровался в жизни, и объединить усилия.

Иногда чудеса случаются.