Найти тему

№3. Водоснабжение автодома.

Воды всегда не хватает! Это крик души, а теперь сделаю небольшой обзор систем водоснабжения, которых по большому счету всего две. В одной системе вода находится под давлением, в другой давления нет. Отсюда и два способа управления насосом.

В случае отсутствия давления в системе насос включается в момент открытия любого из кранов. Для этого в кране должен быть встроен выключатель. При открытии крана этот выключатель подает напряжение на насос. Все просто. Но! Стоимость такого крана чрезвычайно высока. Заказывать его нужно в специальных магазинах по интернету. Особых сложностей при заказе нет, но нужно обязательно учитывать посадочные размеры, вид крепежа, разновидностей которых я видел несколько. Информации в описании об этом крайне мало. Надежность такого крана тоже невысока, очень часто выходит из строя. При строительстве своего дома необходимо отдельный провод тащить до каждого крана.

В другом случае управление насосом осуществляется через реле давления. Реле может располагаться в корпусе насоса или в виде отдельного дивайса. Встроенное реле, как правило, не регулируется по давлению отсечки. Давление настроено на заводе и значение его указывается на этикетке. Отдельные реле позволяют тонко настроить пределы срабатывания по минимуму и по максимуму. Этот вариант позволяет использовать самые обычные смесители и краны, выбор которых по дизайну и устройству весьма широк. Также можно применять душ с кнопочкой на лейке, что позволяет экономить воду. Такой вариант водоснабжения я считаю предпочтительным. С внешним реле можно использовать погружные насосы, что резко понижает шум при его работе.

Давление для отключения насоса достаточно 1.5 - 3 бара и производительностью 5-7 литров/мин. Такие насосы есть в продаже по цене 7-8 тыс.руб.

Бак в автодоме установлен под сиденьем столовой группы. Объем бака 125 литров. Если путешествуем всей семьей, то этого хватает на пару дней, если один, то на неделю и более. Я как могу экономлю воду, даже купил на Алиэкспрессе за 1300 руб. наконечники на краны, которые включаются при подносе рук к крану и пропускают воду. Очень удобная штучка. Заряжается от USB и имеют продолжительность работы до месяца. С одной стороны такого количества воды мало. На больших американцах есть баки до 500 литров и более. Но тут парадокс, чем больше воды, тем больше ее тратят. Большой бак с чистой водой требует и больших баков с серой и черной. Я понял, что куда важнее близость и доступность источника воды. Я купил двухколесную тележку для перевозки сумок в Леруа Мерлен и перевожу 20 литровую бутыль без особых усилий. Еще неплохо иметь шланг, длиной метров 20-40. Со шлангом можно не просто заправлять, а еще и подключиться к воде через специальный разъем. Я такой разъем изготовил сам, да еще и предусмотрел ограничитель давления на 1.5 бара. Установил его в лючке, который остался от газового обогревателя.

Итак, по моему, так лучше чаще заправлять бак, чем возить с собой тонны воды.

Еще одна проблема с которой столкнулся при начале эксплуатации - очень плохо подавалась вода, давление было маленькое. Грешил на насос, на старые шланги и на краны. Оказалось, что все проще. Засорился фильтр в баке с водой. Сначала думал все разбирать, менять или чистить фильтр, но в итоге решил проще. Снял шланг с насоса и дунул туда. После нескольких раз фильтр прочистился и вода потекла рекой. Осталось только промыть бак, а это не проблема.

С водообеспечением разобрались, теперь разберемся с водоотведением, канализацией. Канализация представляет собой сбор воды с кухни, умывальника и душа в бак "серой" воды объемом 80-120 литров. На американских домах применяют сбор "черной" воды из туалета в отдельный бак. На европейских домах канализация "черной" воды решается с помощью автономных туалетов, представляющих собой "трон" с баком с чистой водой и баком с черной водой в виде съемной канистры, кассеты, с клапанами объемом 20 л. Вынести и вылить эту кассету проблем нет. На всех кемпингах предусмотрены специальные места слива черной воды. А вот что делать с серой водой? При длительных стоянках бак заполняется за пару дней. На некоторых, далеко не на всех кемпингах, существуют специальные места для слива серой воды. Бак серой воды установлен стационарно и для слива придется подъехать к этому месту на автодоме. Это не так просто, потому что автодом установлен и выровнен на стоянке, развернуты маркизы, палатки, мебель. Внутри автодома тоже все разложено не для движения. Что делается? Выкапывается яма глубиной 30-50 см под выпуском и серая вода выливается на землю. А что делать? Иногда, когда стоянка на асфальте, приходится подставлять ведро и выносить на пункт слива. Это проще, чем подъезжать туда. На трассе приходится останавливаться прямо на дороге или на отворотке и сливать серую на обочину, потому что мест слива нет от слова совсем. Кассету с черной водой сливаю в придорожных туалетах.

При покупке автодома я обнаружил неисправности водоснабжения. Водяной насос подтекал. У меня остался водяной насос от старого автодома. Не долго думая я поставил его. Но оказалось, что это насос высокого давления, которые применяются в автомойках. Производительность у них маленькая, 5 л/мин, но давление они производят высокое, до 9 Бар. После того, как включилось встроенное в насос реле отсечки, я увидел, что шланги надулись, а предохранительный клапан на нагревателе стал стравливать воду, я понял, что давление высокое, и прочитал, наконец, инструкцию и этикетку к насосу. Я больше ориентировался на производительность и не учел, не посмотрел на выдаваемое давление. С единицами измерения давления можно легко запутаться. Каждый производитель выдает значение в одном семи виде единиц и это легко приводит к ошибкам. Чуть было не загубил всю систему. Для начала я попробовал отрегулировать реле. Разобрал его и снял очень тугую пружину, жесткости мембраны и так хватало с лихвой. А потом еще пришлось прокладку из куска пластмассы под шток подложить, чтобы реле пораньше срабатывало. Это было временное решение, пока новый насос на 1.5 бара и производительностью 7 л/мин не пришел по заказу. Теперь есть резервный насос. Обязательно нужно использовать гидроаккумулятор, небольшой, на 2-4 литра достаточно.

Кемпинги Анапа, Геленджик.

При описании кемпингов и стоянок я в первую очередь буду стараться передать впечатление о проживании, ну и немного об инфраструктуре. Подробности можно узнать из их сайтов или описаний и обзоров на форумах.

В Геленджике есть кемпинг под названием Ежик. Ежиков там действительно много, ночью бегают, топчут, фыркают, забавные такие. В 2021 году кемпинг переехал на новое место и заезд изменился. Теперь заезжают с Туристической улицы через отель Лазуревый берег. Расположен кемпинг очень удачно. За забором променад и пляж. Не в центре, но это и не хуже. Пляж галечный. Территория отсыпана гравием, босиком не побегаешь. На территории много больших деревьев, много тени. Но когда задул ветер, я отогнал автодом подальше от деревьев. Буря была нешуточная. Вода стекала с крыши не струйками, а потоками. Дом раскачивался как на волнах. Утром, на удивление луж не было, гравий сработал, наверное.

Стоянка в Геленджике
Стоянка в Геленджике

Вода, слив, электричество, все присутствует. Новые туалеты, душевые с горячей водой чистые и стиралка расположены в отдельном блоке, уборка проводится регулярно.

Для детей нет никаких развлечений. Только снаружи кемпинга в городе и на набережной. Там же вся развлекуха для взрослых. По размаху набережная Геленджика никак не меньше, чем, например, в Сочи. Поесть и повеселиться, съездить на сухопутную или морскую экскурсию можно без проблем.

В общем кемпинг понравился, еще приеду, если судьбинушка забросит в те края.

В Анапу я приехал через пару дней после шторма и ливня. Кемпинг называется Пляжный поселок. Расположен практически по центру на первой линии на Пионерском проспекте. Это бывший пионерлагерь с оставшимися с той эпохи атрибутами - фонтанами, статуей Ленина.

Руководитель очень серьезный дядька, все его боятся, и сотрудники и отдыхающие. Поговорил я с ним пару раз, оказался нормальный человек, замученный проблемами, особенно стройкой. Что такое стройка я знаю. Построил два коттеджа, стал специалистом по фундаментам, кладке, вентиляции, кровле, отоплении и, короче, во всем. Думаю написать книгу об этом. Уверен, будет бестселлером.

Довольно строгие порядки, начиная с регистрации, размещения и дальнейшего проживания. Налажен пропускной режим и охрана. Но это вообще не напрягает, даже наоборот.

Сначала тебя проводят и покажут все места стоянок, потом заезжаешь и устраиваешься. Электричество и вода в 20-30 метрах по всей территории кемпинга. Кемпинг занимает территорию, прилегающую к пляжу. Вся территория окружена забором и выход на пляж через проходную. Сначала я выбрал место поближе к выходу на пляж и поближе к столовой, но как я уже сказал, что приехал после ливня. Там были пара застрявших автодомов. Застрял и я. Но предвидя это, не сильно. Как стал зарываться, сразу же сдал назад и нашел новое место, посуше. Накануне, после ливня, почти вся территория была залита водой по колено. Палатки плавали. Пару ливней и мы пережили. Электричество пропадало на день, два после дождя. Это там за правило. А еще пережили нашествие божьих коровок 3-4 дня. Ничего страшного, но неприятно и раздражающе. В очереди в магазине на полном серьезе тетки объясняли это тем, что божьих коровок вырастили специально и хотели выкинуть их с самолета на плантации и виноградники. Но пилот промазал и вывалил все это на город. Я хохотал в голос от этой ахинеи. Еще более нелепые небылицы и слухи ходят про ковид и вакцинацию. Степень невежества и тупости зашкаливает. Ну это другая история.

Очень хорошо для детей. Есть детские городки и анимация. Каждый день работают несколько молодых девчонок и мальчишек, которые занимают досуг детей практически на весь день. Начиная утром с пляжа, продолжая на детской террасе днем и заканчивая вечером на дискотеке. Все это в стоимости проживания.

Магазины, рестораны, парки развлечений - все это в пешей доступности. Я на автобусах ездил, они ходят часто, но бывают пробки, особенно по вечерам. Да и днем тоже. Велосипеды, самокаты можно взять в аренду на каждом углу. Это я опять возвращаюсь к теме сравнения автодома и прицепа. Не чувствовал я себя не мобильным без автомобиля.

На территории есть вполне приличная столовка со шведским столом и приемлемыми ценами с завтраком, обедом и ужином. Когда было лениво и жарко готовить в автодоме, ходили сюда.

Еще на территории корпуса с номерами. Уровень средний, но вполне сносный. Мы были впятером и для дочки и внучки сняли отдельный домик. Очень жарко было в автодоме. Водяной кондиционер не справлялся. Я сам спал на улице в палатке под маркизой. Комары, кстати, появлялись на пару часов вечерами и были какие-то безобидные. Не докучали.

Отличный кемпинг, советую посетить.

Следующая статья.

Предыдущая статья.