Найти тему
СВОЛО

Чудеса Рылова

Жил (уже умер) такой… любомудр Н. Н. Александров. У него была мысль, что человечество в начале каждого типа общественного устройства вдохновляется объединительными идеями, космизмом. И Рылова он числил одним из выразителей пятого, что ли, коммунистического (только без борьбы) космизма. С какими-то ослепительными далями (см. тут).

Так я возьму две мне наиболее непонятные картины и попробую их толковать как тоже выражающие космизм.

Рылов. Белая ночь. Ночная заря. 1915.
Рылов. Белая ночь. Ночная заря. 1915.

Тут мне не понятны три наиболее бледные облака, столбообразные. Среди обычных, горизонтальных облаков. Я не мог согласиться, что такие могут быть. – Тем не менее, могут и имеют специальное название: облака вертикального развития.

-2
Рылов. Полевая рябинка. 1901. Бумага, акварель, белила.
Рылов. Полевая рябинка. 1901. Бумага, акварель, белила.

Тут две непонятности. Как трещина на правом столбе забора может быть видна сквозь перед ним стоящий цветок и почему цветы, несмотря на то, что они первый план, так нарочито декоративны, силуэтны.

Ну так трещину придётся списать на невнимательность художника. А силуэтность первого (да и второго) плана, елей, можно объяснить той самой внимательностью к дали. – В чём выразилась внимательность? – В том, как низко художник её смог усмотреть – правее и чуть ниже левой поперечной планки забора.

Ну а беспрецедентная даль, видная в белую ночь и бесподобное сияние зари – о космизме говорят безоговорочно.

.

Стоит рассказать, как я вышел на эти картины.

Сперва я вышел на вторую. Про неё написано:

«А вот полотно совсем иного настроения. Освещённая летним солнцем полянка, остатки покосившегося забора да просвет голубого неба меж сосен-великанов. В этом царстве зелёных, розоватых и белых оттенков не отыскать насыщенных тонов, не зацепиться взглядом за передний план и не полюбоваться дальним горизонтом. Зато какой удивительной*, хрупкой* нежностью* веет от полевых цветов, купающихся в щедрых солнечных лучах! «А ведь этот волшебный эффект достигнут простым сужением перспективы*, к которой так любили прибегать европейские импрессионисты»- привычно подключается к внутреннему диалогу моя «отличница» [она перед этим различает себя непосредственную и себя наученную]. Как будто зритель, оказавшийся на месте художника, скользит по поляне быстрым взглядом, не до конца осознавая, что именно очаровало его в этой композиции. К тому же нежные стебли, увенчанные хрупкими лепестками, так трогательны в своем стремлении к Солнцу, что на фоне широких тёмных сосновых лап выглядят подлинным символом торжества вечно обновляющейся природы. Ну а полуразвалившаяся изгородь — символ недолговечности людских стараний, к тому же визуально разграничивающая пространство и усиливающая нарратив. Но и в этом случае знание технических приемов, применённых мастером, нисколько не мешает лиричной стороне души отдаться дивной атмосфере произведения, восприняв её сугубо личным переживанием».

Авторесса в упор не видит («не полюбоваться дальним горизонтом») увиденной мною дали в столь неожиданном месте. Наоборот, она называет термином «сужение перспективы импрессионистами», то, что описывают так:

«Моне решил оказаться** от иллюзорной перспективы, сведя пространство к плоскости» (https://zen.yandex.ru/media/id/5c240b020cfbc500ab75e0e1/impressionizm-obscaia-harakteristika-osnovnye-mastera-5c240b020cfbc500ab75e0e2).

Моне. Дорожка под розовыми решетками. 1918-24.
Моне. Дорожка под розовыми решетками. 1918-24.

Должен признаться, что остановить внимание на этой акварели Рылова, меня заставила велеречивость авторессы. Меня оскорбили слова: «полуразвалившаяся изгородь — символ недолговечности людских стараний». Так священник приготавливает умирающего к смерти. К тому свету. Какое это имеет отношение к ассоциативно авторессой присоединённому к этой загробности словам насчёт «торжества вечно обновляющейся природы»? – Она в полусознательном состоянии находилась, когда это писала? Это не может быть оправдано «сугубо личным переживанием». Она не в позиции художника находится, который выражает себя, а в позиции искусствоведа, который обязан открыть нам художника. Ну и бесит, что, почувствовав, что её понесло, она затуманивает неуместным и публике неизвестным словом «нарратив».

И хоть я очень опрометчив, взявшись и этот скромный пейзаж толковать как выраженный необычной далью сияющий космизм, но пропустить ляп без ответа я не смог.

Космизм Рылова бесконфликтный. Он против революции, которая конфликт. Поэтому, пользуясь случаем, хочу присоединиться своим «фэ» к такому факту:

Рылов. В голубом просторе. 1918.
Рылов. В голубом просторе. 1918.

«Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова — основоположником советской пейзажной живописи» (https://kolybanov.livejournal.com/5156598.html).

По этой ссылке, кстати, вы можете посмотреть массу его исключительных далей и сияний. Там меня огорошила и первая здесь репродукция.

2 апреля 2022 г.

*- А как удивительность, хрупкость и нежность достигнута «сужением перспективы»?

- Авторесса, наверно, рассудила, что эти три качества – выражают камерность, как в будуаре девицы, живущей при родителях, или женщины скромного достатка, для которой размах жизни не по средствам, а тем не менее-де. Она сумела, тем не менее, превратить совсем ерунду «не <…> насыщенных тонов» и отсутствия подробности в силуэтности всего во что-то ценное, «сведя пространство к плоскости».

И она была б права, если б Рылов был импрессионистом.

Каждый большой стиль имеет свою формулу идеала. Например, общепринято, что Высокое Возрождение имеет такую формулу: гармония низкого и высокого. Формула импрессионизма такова: хвала абы какой жизни. Абы какая жизнь – это ненасыщенность тонов, неподробность. А хвала – это удивительность, хрупкость и нежность. И достигнута хвала камерностью, «сужением перспективы».

Эта правота авторессы имела б больше ценности, если б она данную картину назвала нехарактерной Рылову.

Но то-то и оно, что сужения перспективы нет и в этой картине. Огромная даль проникла и сюда – той несколько большей по сравнению с сереньким небом серостью земли. Там, вдали, какой-то провал в низину, на которой поле или лес в тумане.

Авторесса, не сумев во всей статье проникнуть в сокровенное Рылова, не смогла адекватно истолковать и эту картину.

Она и «В голубом просторе» как истолковала? – «ода жизни во всей её безудержной красе».

То есть то, что в той или иной мере есть просто в каждом живописном произведении.

Вот я сохранил первые рисунки моего сына. Сколько ему было? Ну 2 года.

-6

Исполняя их, он приговаривал одно и то же: «Колесо, колесо – и машина». В этом лаконизме есть своя красота – обобщение в ТАКОМ возрасте. Что есть экстраординарное (то есть искусство). Тут, скажете, жизнь не «во всей красе», а только в части – обобщении. Но, согласитесь, авторесса просто прибегла к словесному штампу, желая выразить экстраординарность.

Выражение красоты жизни из-за всеобщности перестала цениться как таковая. Цениться стало большое умение выразить замысел сознания (прикладное искусство, усиление знаемого переживаниия) или подсознательный идеал (неприкладное искусство, когда есть ЧТО-ТО, словами невыразимое).

У Рылова – произведения неприкладного искусства (он бы удивился, если б ему сказали, что он выражает космизм). Подсознательный идеал сознанию не дан.

То есть авторесса просто проявила беспомощность в нахождении, что хотел «сказать» автор. Кавычки – из-за того, что у подсознания нет слов, чтоб сказать (без кавычек). Сознание не контролирует руку и глаз, и получается то, что сознание б не допустило, например, так низко, в провале, расположенную даль; или рисование левых лебедей сзади, центральных – в профиль, а правого – спереди. Или вставление вдруг облаков вертикального развития среди горизонтальных облаков.

3.04.2022.

**- А как у самого Моне на формулу импрессионизма работает его отказ от перспективы?

- У Моне отказ работает на абы какую жизнь: мизер, мол, даже пространства нет, что это за жизнь? На хвалу у него работают радостные тёплые оттенки всего.

Тут опять ошибка авторессы. Она думает, что импрессионизм определяет такой-то набор признаков, один из которых – сужение перспективы. А это – формализм. Неформализм в том, что импрессионист танцует как бы от формулы импрессионизма. В разных картинах некий признак может играть разную роль. Единство импрессионизма обеспечивает не такой-то набор признаков, а достижение одной и той же формулы идеостиля.

4.04.2022.