Сегодня хотелось бы поговорить (а может даже и порекомендовать) один не слишком известный фильм, который, тем не менее, который, тем не менее, довольно ярко выделяется в мире независимого кинематографа. Речь пойдет о мексиканской кинодраме режиссера Мишеля Франко «Дочери Абриль» (Las hijas de Abril).
По ощущениям фильм чем-то похож на “Volver” Альмодовара, но в нем присутствует какая-то огромная бытовая холодность. Нет в нем «ламанченского» колорита или латиноамериканского мистицизма. Но этим, вероятно, он и цепляет, потому что образ социальной проблемы, надолго оседает в памяти.
Другими словами, мы говорим о социальном кино, в котором больше молчания, спровоцированного огромным разрывом между матерью и ее взрослеющими дочерями. Эмоциональная отстраненность героинь является, пожалуй, главной темой этой социальной драмы.
В фильме поднимается тема не только проблем внутри распавшихся семей, но и социальная драма связанная с нежелательной беременностью среди молодежи. Секс и сексуальность выступают в фильме как некий первобытный инстинкт, который изменяет, искривляет и переворачивает жизнь людей.
Очень интересно наблюдать при этом за «ритмом» фильма: до приезда матери все как будто погружены в размеренную, сонную жизнь, в которой даже незапланированная беременность не становится фактором стресса, а воспринимается как что-то обыденное. Однако, все меняется с появлением новоявленной бабушки, которая отчаянно противится своей новой социальной роли, и, в попытке «омолодиться», переворачивает жизнь своих, некогда покинутых, дочерей.
Предательство, месть и неверность, все в одночасье переплетается в этой истории, и становится еще более болезненным при отсутствии какой-либо музыки в фильме, что придает не только больший драматизм, но и ощущение почти документального кино, кино, которое не оторвано от нашей повседневной жизни, как американские блокбастеры.
Противоречивости добавляет еще и место, где разворачиваются события: маленький пляжный мексиканский городок вдруг становится местом действия тихой драмы, которая, несмотря даже на факт несовершеннолетия дочери, не становится достоянием общественности.
На наших глазах, по сути, происходит глубокая трансформация двух женщин разных поколений: Эмме Суарес (Испания) блестяще удалось показать, что с возрастом не приходит мудрость, а стремление сохранить былую молодость лишь ведет к деградации личности. На ее фоне совершенно не потерялась и молодая мексиканская актриса Ана Валерия Бесерриль (ее экранная младшая дочь), которая после некой эйфории погружается в депрессию, из которой она выходит повзрослевшей и сильной молодой женщиной, которая первая из всех женщин в фильме проявляет любовь.
Цепляет, безусловно, еще и то, что такая интимная женская история (как и в случае с Volver Альмодовара) рассказана мужчиной, который так тонко сумел прочувствовать драму поколений.