При свете дня мы продолжали наш путь на север по трассе Р-21 "Кола". Федеральная трасса оставалась гладкой, ровной и хорошо почищенной. По сторонам открывались глазу зимние пейзажи. В основном трассу окружал лес, только иногда появлялись озёра и болота, покрытые льдом и снегом. Красиво, конечно - но, думаю, в тёплое время года окрестности трассы "Кола" выглядят гораздо живописнее.
Это Саша продолжил делать снимки в жанре нашего путешествия: из машины на ходу, чтобы не задерживаться. Хотя в одном месте мы всё-таки остановились. В этом месте, как часто бывает в Карелии и в Финляндии, место для дороги было прорублено в скале - причём в довольно большой. Выглядит это живописно. А что делать остановку в подобных местах не следует из-за опасности камнепада - я не знал. Откуда мне знать об этом, если я родился, вырос и научился водить там, где подобных скал не бывает.
Мы получили возможно увидеть не только результат того, как на Р-21 следят за состоянием дороги, но и сам процесс. Снегоуборочный агрегат огромным ковшом захватывал снег, лежавший бруствером на обочине дороги, и сваливал его в кювет. Видимо, чтобы после очередного снегопада трактору было куда сгребать снег с асфальта. Здешние края всё-таки севернее, чем окрестности Москвы (мы к тому моменту уже подобрались к 63-ей параллели), зима тут явно длится дольше, снега тоже выпадает больше - поэтому и технология его уборки немного другая.
Эти живописные скалы возле дороги расположены уже совсем близко к Медвежьегорску. Мы свернули с трассы направо на Медвежьегорск (если бы налево поехали - доехали бы до водопада под названием Падун на реке Остер), сразу же заехали посмотреть на деревянную часовню Успения Пресвятой Богородицы, расположенную рядом с дорогой, возле кладбища.
Следующим пунктом программы был обед. В Янишполе мы позавтракали плотно, но уже и времени прошло, и километров было пройдено немало. Направились мы в кафе "Пингвин" - единственное кафе Медвежьегорска, о котором удалось найти хоть какие-то отзывы (причём по большей части положительные). На парковке возле кафе стояло много машин, что было воспринято мной как ещё один признак хорошего качества кафе. На одном из свободных парковочных мест стоял какой-то человек. Я подумал, что место кому-нибудь стережёт, и поставил Ховер на другом. Но человек тут же подошёл к нам и довольно нагло постучался в окно. Вопреки ожиданиям, он оказался не местной парковочной мафией, а обыкновенным ханыгой - стал просить денег, "хоть немного". Вежливо прогнали его, хотя и не по себе было: вдруг сотворит что-нибудь с машиной, пока мы обедаем. Видимо, на то у него и расчёт был.
Зашли в кафе, внутри было пустовато, вопреки количеству машин на парковке. Меню было довольно богатое, у меня сразу слюнки потекли, и я заказал солянку и мясо по-таёжному (то самое, которое нам так понравилось в кафе "Транзит" в Пряже). Девушка за стойкой ответила, что солянка есть, а насчёт всего прочего - что на витрине представлено, то и есть в наличии, ничего другого нет. Пришлось взять макароны с сардельками. Саша вообще одной солянкой ограничился, потому что блюда с витрины были не слишком аппетитные. Но - какой-никакой, а всё-таки обед. Пока кафе на пути есть, надо туда заезжать. Вот когда они закончатся - тогда можно и "доширак" из термоса заваривать, и тушёнку на горелке разогревать. В принципе, как я потом посмотрел на карте, через дорогу от "Пингвина" есть и другие кафе, где можно поесть пиццы и суши.
В этом кафе "Пингвин", как выяснилось, ещё и туалет весь грязный, хотя и с доступом по ключику. А юрлицо называется ООО "Онего". Онежское озеро - оно сложной формы. По его льду мы гуляли в Кондопоге, потом столько проехали по суше - и снова приехали на Онего. Оно, видимо, является основной местной достопримечательностью. Но мы хотели посмотреть и на другие достопримечательности, поэтому закончили обед и поехали дальше.
Основные достопримечательности Медвежьегорска - финские укрепления времён войны. Я перед путешествием бегло посмотрел по карте, где какие есть, записал. Теперь мы ехали, руководствуясь этими самыми записанными координатами. Доехали до точки с координатами 62°54′17″N 34°25′24″E - там стояла табличка "Исторический памятник, военные укрепления" (или какое-то такое название) со стрелкой, указывающей направо, и указанным расстоянием 1,8 км. Причём на ту часть таблички, где была стрелка, был примотан чёрный пластмассовый мешок - но его уже успело частично сдуть ветром. Я же, руководствуясь координатами, сначала поехал налево. Но там, куда вёл навигатор, оказался двор частного дома. Я развернулся, мы решили всё-таки поехать туда, куда указывала наполовину завешенная табличка. Выехал на дорогу, ещё придавил газ в повороте, чтобы быстрее вывернуть - а Ховер что-то развернуло на 180 градусов (видимо, совсем скользко было). И поехали мы по дороге, на которую указывала табличка. Встретился нам белый седан с московскими номерами. Мы сразу подумали, что это такие же бедолаги, как мы, ищут здесь достопримечательности. Проехав по дороге километра три, поняли, что никаких исторических памятников тут нет, и стрелка на табличке была завешена не зря. Развернулись, поехали обратно.
Я ещё записал адреса домов, находящихся рядом с некоторыми укреплениями. Вбил в навигатор один из адресов, поехали по нему. Ехали какими-то дикими узкими заснеженными улочками с крутыми подъёмами и спусками, а также резкими поворотами. Доехали до точки, смотрим - кругом одни частные дома. Мы бы так и уехали, если бы не тот же самый белый седан с московскими номерами, парковавшийся на обочине. Из седана вышел парень, мы у него поинтересовались:
- Тоже бункер ищете?
- Ну да, не можем найти.
Тут-то мы его и увидели. Бункер был прямо между двух частных домов, рядом с дорогой, к нему вела узкая тропинка. Подошли, сфотографировали. Внутрь лезть не захотелось, потому что всё было завалено пустыми бутылками и прочим мусором.
Подошли парень с девушкой, вылезшие из седана. А мы поехали к следующей достопримечательности, отмеченной на карте как "Огневая точка". Тоже доехали до одного из домов по одной из улиц - и ничего там не указывало на наличие здесь достопримечательности. Припарковались возле чьего-то гаража. Виды на Медвежьегорск и Онего там открывались живописные.
Потом увидели узенькую тропку, идущую от улицы наверх. Пошли по ней и увидели нечто, тоже напоминавшее укрепления времён войны. Только вот тропка кончилась, дальше был сугроб. По следам было видно, что мы не первые туристы, кто дошёл до конца тропки и потоптался на месте в раздумьях. Попробовали пробраться, провалились сразу по колено. Решили, что туда мы не пойдём, издалека сфотографируем.
Выехали узкими извилистыми дорожками по частному сектору на асфальт и направились к выезду из города. Медвежьегорск - он такой город: в основном, состоит из частных деревянных домов, но в центре есть и каменные дома по несколько этажей, причём какие-то довольно симпатичные, не стандартные панельные. Было ещё светло, когда мы снова вернулись на трассу Р-21 "Кола" и продолжили движение на север. Трассу по-прежнему окружал лес, иногда встречались озёра и болота. Что-то на третий день непрерывной езды на лирику потянуло, вспомнились строки Emerald Night:
На Север, на Север витая дорога вела
Под сводами леса, под тёмно-кровавой луной.
И дальние горы, как тёмных вершин острова,
Из бездны вставали во мгле предо мною.
И тёмные скалы вставали высокой стеной,
Где факела свет одиноко метался в ущельях.
На тех перевалах так сладостен воздух ночной,
И кружится тёмное небо звёздной метелью.
До Сегежи ехать было сто с чем-то километров. Я читал, что градообразующее предприятие Сегежи - целлюлозно-бумажный комбинат, изготавливающий упаковочную бумагу. Когда ЦБК работает, в окрестностях довольно мерзко пахнет. Говорят, в 90-е годы, когда комбинат работал нестабильно, если жители Сегежи ощущали эту самую вонь - начинали радоваться: ЦБК заработал - значит, будет работа, будет и зарплата. Мы какой-то резкий неприятный запах ощутили примерно за 40 километров до Сегежи, но вряд ли это был запах комбината: слишком далеко. Есть в Сегеже и ещё один крупный работодатель: ФСИН в лице местных исправительных колоний. А тюрем в этих суровых северных краях, видимо, довольно много. Ещё когда я в Медвежьегорске начал на Яндекс-картах в поиске вводить Кондопожскую улицу, приложение выдало в качестве первого варианта: "Колонии".
Приближение севера ощущалось, помимо прочего, ещё и по убыванию расстояния до Мурманска. В Пряже на табличках было указано расстояние почти 1000 километров. Когда мы свернули на Сегежу, оставалось 600 с чем-то километров. В 2011 году, когда я впервые поехал на море в качестве водителя, я заметил следующее. До этого, в Москве, мне казалось, что Воронеж и Ростов - это где-то рядом; и только когда проехал от одного города до другого - ощутил на себе, насколько велико между ними расстояние. Нечто подобное было и тут. До путешествия думалось: Мурманск, Архангельск, Карелия - это всё где-то рядом, там, на Севере. А тут выяснилось, что от Петрозаводска до Мурманска ехать больше 900 километров.
Свернули мы на Сегежу, распрощавшись насовсем (в это путешествие) с отличной федеральной трассой Р-21 "Кола". Пошла заснеженная дорога, но под колёсами ещё был асфальт. Педаль сцепления основательно замёрзла во время движения по трассе, выжимать её было трудновато, а обратно наверх она возвращаться совсем не хотела. Из-за этого трогаться на перекрёстках в Сегеже было нетривиально. Я вроде даже заглох один раз. Были уже сумерки, и мы сразу поехали к храму Святой Троицы, чтобы успеть сделать фото, пока совсем не стемнело. Церковь построена относительно недавно, меньше 10 лет назад - но тоже деревянная, в местном стиле.
(Зеркальный фотоаппарат Саши и в темноте неплохо фотографирует. Я свою "мыльницу" даже и доставать не пытался.)
Посмотрев на церковь, нашли на карте ближайший "Магнит", поехали туда. Я пропустил поворот, пришлось по эстакаде переехать железнодорожные пути и развернуться на ближайшем светофоре. В "Магните" мы купили чайных пакетиков, сахара, сникерсов, чего-то ещё съестного. От "Магнита" позвонили в Надвоицы, в гостиницу "Север", забронировали номер на двоих. По телефону нам даже цену не назвали, только уточнили, когда приедем.
А мы стали искать, где бы поблизости поужинать: в Надвоицах-то кафе нет. Остановились на кафе "Суши-сити", которое тоже было недалеко. Собственно, это не совсем кафе - скорее, доставка японской кухни. Некоторые не пользуются доставкой, а сами заходят за своими заказами. Но в помещении стоит столик, и можно прямо там поесть чего-нибудь японского. Опытный в этих делах Саша сразу выбрал гречневую лапшу под названием "соба" с курицей. Я заказал её же. Первый раз попробовал японскую лапшу - неплохо, вкусно и сытно. Напиток у них был единственный - облепиховый морс, пить который оказалось невозможно, потому что он был ледяной. А хотелось тёпленького, потому что на улице стоял мороз 25 градусов. В кафе как раз зашла группа парней в балаклавах. Мы подумали, уж не грабить ли собираются это заведение. Но оказалось, что просто покушать зашли, а балаклавы на лицах - от мороза.
Закончив с ужином, выехали в сторону Надвоиц. На выезде из Сегежи заправились на "ТНК" до полного бака. Следующую заправку нам предстояло встретить на своём пути ещё нескоро... У меня моментально возникла привычка не глушить двигатель во время заправки: за это время машина хоть чуть-чуть отогревалась, начинали нормально работать педали, руль легко крутился. Поехали в Надвоицы. Ехать оставалось уже недалеко, километров двадцать. Дорога пошла пустынная, извилистая и полностью покрытая снегом. До Надвоиц тащились около получаса. Приехали к гостинице "Север" - а там свет не горит и дверь заперта. Пришлось ещё раз звонить по телефону. Оказалось, с фасада расположен вход в бар, который не работал по случаю праздников. А в гостиницу мы попали со двора, там же и Ховер поставили.
В гостинице десятка три номеров, но в этот вечер они, по-моему, все пустовали. Вообще это место специфическое. Я ещё когда искал о ней отзывы в Интернете, ввёл название в поисковике - и сразу выскочила ссылка на форум сайта tyurem.net. Жёны и подруги зеков из надвоицких колоний обсуждали эту гостиницу: видимо, в основном они-то здесь и останавливаются, когда приезжают на свидания к своим заключённым мужчинам. Мы поинтересовались у женщины-администратора:
- Сколько номер стоит?
- Стоит 600 рублей. С человека!
Заплатили 1200 рублей, получили ключ, заселились в номер. Похоже, ремонт здесь не делали с советских времён (да и зачем, когда у жён зеков альтернативы всё равно нет). Дверь деревянная, щели в ней огромные.
Душ - общий, две кабинки в коридоре. Горячего водоснабжения, видимо, нет: нагреватель воды висит прямо рядом с санузлом. От воды очень странный запах - горчичниками пахнет, что ли.
Зато кухня есть. И стиральная машина присутствует.
На кухне есть холодильник и микроволновая печь. Если бы знать, можно было прикупить каких-нибудь пирожков на завтрак в Сегеже. Вроде там попадалась на глаза кулинария.
Спать мы легли рано и уснули быстро: какая-то усталость накопилось. У меня ещё нога болела, аж прихрамывал: утром в Янишполе, когда ходил к администратору, чтобы электричество включили, ударил большим пальцем о высокий порог - сначала-то не заметил (ноги озябшие были, мало что ощущали), а оказалось, что сильно ударил. Да и подняться на следующий день желательно было пораньше. Асфальтовое путешествие подходило к концу, а какие сюрпризы нам готовили дикие заснеженные дороги, ведущие из Карелии в Архангельскую область - можно было только догадываться. И разумно было на эти сюрпризы заложить побольше времени. Жена и родители, следившие за нашим путешествием из Кинешмы, сообразили, что мы собрались заехать в какие-то глухие и дикие места, где и дорог-то, отмеченных на карте, нет. Стали уговаривать вернуться обратно в Москву по асфальту или, на худой конец, перебраться в Архангельскую область по цивилизованному пути через Пудож и Каргополь. Но лично у меня уже было ощущение, что назад пути нет - только вперёд, дикими заснеженными дорогами и зимниками через тайгу.
Оглавление
P.S. Пост в Инстаграме с фотографиями Медвежьегорска и окрестностей, как обычно, возник раньше этой главы: