Кризисные времена затрагивают все сферы жизни, в том числе и музыкальную. Мы поговорили с экспертами и узнали, как, по их мнению, изменится индустрия и что ждет российскую музыку в ближайшее время.
Галина Альтман
композитор и основательница «АльтАкадемия — музыка для всех»
В мировой музыкальной индустрии тренд на остросоциальный контент существует уже два года. Теперь важно не только твое творчество, например музыка сама по себе, но и контекст. Важно, с кем ты работаешь и в какие вступаешь коллаборации. Политика и политические взгляды напрямую влияют на настроение и на музыкальную индустрию — на покупку/продажу дисков и альбомов, на количество и преданность фанатов.
Я кинокомпозитор. Уже есть запросы продакшенов на «патриотическую» музыку — к сожалению, не такую, как «Вставай страна огромная», — не сакрально-священную, архетипичную.
Из России ушли все международные музыкальные лейблы и платформы. Связи и профессиональный обмен прерываются. Ушли крутые украинские профессионалы. Зависнет вся мировая концертная и гастрольная индустрия. В пандемию она встала на паузу, но появились онлайн-возможности и платформы, межкультурное и международное сотрудничество усилилось, те же музыкальные и оперные театры, как и многие популярные исполнители, выложили свой контент в интернет, и появилась возможность слушать музыку в любой части света.
Сейчас тенденция противоположная, и культура отмены в музыкальной индустрии заработала очень жестко. Международные связи обрубаются, прерываются, возможности межкультурного сотрудничества не появляются, а, наоборот, ограничиваются. Очень сильно! И будем надеяться, что мировая музыкальная культура и индустрия всё-таки продолжит развиваться и трансформироваться, спасая и объединяя нас всех. Как всегда.
Екатерина Штарёва
соосновательница Doing Great Agency
Конечно же, мы движемся в сторону локализации и так называемого импортозамещения. Очевидно, что крупных (да и не крупных) иностранных привозов нам ждать не стоит, очевидно, что часть российских артистов не смогут выступать из-за ограничений, которые на них наложат политические реалии страны, очевидно, что все участники индустрии столкнутся с пониженным спросом на прокатное оборудование, аренду клубов, услуги промоутеров, которые какое-то время не нужны будут в таком объеме, в котором они существуют.
Кроме этого можно прогнозировать увеличение спроса на локальных артистов, которые смогут выступать, а это влечет за собой в целом рост количества артистов. У нас станет еще больше нишевых небольших лейблов с уходом мейджоров, но меньше концертных площадок, больше продаж на концерты, но меньше крутых шоу с масштабным продакшеном. А также хочу заметить, что российская концертная индустрия крайне адаптивна, это показал период пандемии, главное, чтобы хоть кто-то в стране остался, чтобы было кому адаптироваться.
Дмитрий Устинов
музыкант
Период глобальной неопределенности и перестройки общества набирает обороты. На музыке и искусстве он точно отразится капитальным образом. Значение этого времени в искусстве, думаю, будет не меньше, чем «поколения MTV» или ленинградского рок-клуба. Девиз этого времени — «Эволюционируй или уходи в прошлое». Мы будем наблюдать оба этих течения. Все, что казалось прочным и понятным, теперь хрупкое и непонятное. Поэтому начинается время экспериментов в области формы и содержания.
Возрастет значение объединений и разнообразных комьюнити. Возрастет значение ценностей, вокруг которых объединяются люди. Усилится цензура и социальная напряженность — это неизбежно приведет к формированию нового языка и новых правил. Уход старых площадок для распространения контента приведет к поиску новых способов общения с аудиторией. Мне также кажется, что крупным музыкальным объединениям сейчас будет сложней всего действовать, поэтому акцент сместится на средние и мелкие. Кризис всегда бывает катализатором развития и новых идей.
Любовь Стенякина
продюсер инновационных проектов, основательница онлайн-проекта «АльтАкадемия — музыка для всех»
Что мы видим на данный момент: культура отмены, которая активно работает уже год-два, сейчас моментально распространилась на российских музыкантов и композиторов — от академических до попсовых. Так что российская музыкальная и концертная индустрия точно просядет, к сожалению. Вся. К тому же Россия будет отрезана от популярных международных сервисов и площадок и по причине культуры отмены, и по причине блокировки международных платежей. Это, по-моему, и называется «трудные времена» — увы.
Мировая музыкальная индустрия, думаю, никак не пострадает и даже, возможно, вырастет: в трудные времена люди тянутся к музыке и концентрируются вокруг музыкантов — приходят за эмоциями (от бодрящих до успокаивающих), энергообменом, сообществом. Приходят на концерты, чтобы почувствовать себя защищенными в большой семье единомышленников, порадоваться, поддержать что-то или кого-то вместе с другими — и таким образом стать сильнее самим. Тем более отменили карантин и ограничительные меры… Публика будет слушать больше разной музыки.
В современной музыке, конечно, будут популярны антивоенные темы и всё, связанное с текущими катаклизмами. Угадайте, музыканты какой страны станут самыми популярными на мировой музыкальной сцене в текущем году по всему миру, от Европы до Америки? Это несложно предположить.
Из перспективного, я думаю, музыкантам и создателям любого визуального контента стоит обратить внимание друг на друга и на коллаборации в сфере NFT. Визуал с хорошей музыкой — продукт в 100 раз сильнее и ярче, чем музыка и картина/фото/видео по отдельности. К тому же в сфере NFT создатели контента не зарегулированы какими-то политическими заявлениями, пропагандами и прочими рамками и могут сами решать, кому с кем работать. А рынок огромный!
Так что желаю всем побольше социальных и творческих связей, чтобы музыкальная культура и индустрия своим развитием помогали нам всем и двигали человечество вперед. Связи и союзы сейчас — наше всё. Поможем друг другу!