Найти в Дзене

Личная история. Мама-айтишница против гаджетов

Оглавление

Со всех сторон сейчас только и слышно: «Технологии — наше будущее!», «Мировое лидерство будет обеспечено технологичным прорывом!» и прочее. Вот и страна взяла курс на высокие технологии, и в школах внедряют всё от беспроводного интернета до электронных учебников. И понеслось…

Я сама проработала долгое время в области Информационных Технологий, а именно, в области создания программного обеспечения для автоматизированных систем. Удалось поработать и в самых прорывных областях — таких как Большие Данные и даже затронуть Искусственный Интеллект.

Казалось бы, когда речь зашла об использовании новейших технических устройств своими собственными детьми, такие как я должны быть «впереди планеты всей» и буквально с пеленок забрасывать своих деток разными «приборчиками с экранчиками». Ан нет, не только у моих детей нет даже обычного кнопочного телефона, но и к экрану телевизора и компьютера я подпускаю их очень редко.

Открою вам еще то, что совсем не афишируется айтишными элитами — ну всякими там топ-менеджерами мировых тех-гигантов: у их детей тоже почти нет гаджетов, они сильно ограничивают использование технологий своими детьми, а в частных школах, где их детки учатся — «сплошной 19 век»: никаких технологий, даже нет калькуляторов! Все тетрадки, учебники бумажные, а обучение ведётся живым учителем без всяких экранов!

В чём же дело?

  • Любые экраны портят зрение, а особенно маленькие экраны на телефонах. Достаточно посмотреть на статистику падения зрения среди детей за последние годы.
  • Электро-магнитное излучение, идущее от электронных приборов давно было признано вредным. А сейчас еще добавился вред от вай-фай излучения.
  • Использование гаджетов приводит к психологической зависимости от этих приборов, сродни наркозависимости. Это в свою очередь вызывает целый ряд других проблем: растущую изоляцию ребенка от реального мира, погружение во многие вредоносные занятия, психическим расстройствам и т. д.
  • Самое опасное: вредоносный контент, состоящий из видео игр насаждающих примитивизм и шаблонное мышление, а также насилие и жестокость, развратных музыкальных роликов, и всякого бесконечного мусора типа роликов из ТикТока, которые можно смотреть бесконечно без всякой цели и смысла, засоряя сознание и парализуя душу, не говоря уже и об опасности открытого доступа в интернет со всеми вытекающими.
  • Постоянный просмотр чего-то в гаджетах убивает мозг даже у взрослых, а для детей, у которых все еще в развитии, это просто катастрофа. Главное — это убийство мышления, особенного образного, которое является основой творчества и изобретательства.
  • Да и зачем вообще эти гаджеты детям? Даже если бы на них был полезный контент, еще лучшее содержание можно найти в книгах, в кружках или на уроках. Для развлечения? Но опять же, можно просто время от времени посмотреть хороший мультик или фильм на большом экране телевизора или компьютера, а еще лучше — поиграть со сверстниками, погулять, заняться творчеством дома или в кружке, прочитать книжку. Полезных альтернатив хоть отбавляй! Учебные видео? Да, конечно, можно, но на большом экране и ограниченно по времени. Маленький гаджет и тут не нужен, разве что айпад, если достаточно крупный экран. Соц. сети для подростков? Тоже сомнительная польза, но раз уж так хочется, то и это лучше делать на большом экране компьютера и сильно ограничивать количество времени в сети, объясняя, конечно, детям, в чем вред, а не просто выдавая приказы.

Недавно наконец-то была переведена отличная книга немецкого нейробиолога и психиатра Манфреда Шпитцера «Антимозг: цифровые технологии и мозг» о губительном влиянии цифровых технологий на человеческий, и особенно, детский мозг и общее развитие. Очень советую всем родителям прочитать эту книгу, или хотя бы выжимки из нее: https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/shpitcer_manfred_antimozg_cifrovye_texnologii_i_mozg.pdf

Также, есть очень полезный сайт, где собрано огромное количество материала — научных и журналистских статей на эту же тему, а также о многих других опасностях для наших детей.

Главная - NARASPUTYE сайт для думающих родителей

Хочу заметить, что важно прежде, чем ограничить доступ детей к чему-то вредному, подробно и доступно для их уровня развития объяснить ПОЧЕМУ что-то вредно, к каким последствиям то или иное может привести. И обязательно рассказать о примерах из реальной жизни, во что может вылиться какая-то вредная привычка или занятие. Я так поступаю с детьми с малых лет и не встречаю проблем с послушанием в хорошем смысле этого слова (маленьких «роботов-солдатиков» я никогда не желала воспитать).

Честно говоря, сами дети уже могли видеть примеры опасности от гаджетов и бесконтрольного интернета среди детей: видели и общались с дошколятами, настолько подсаженными на жестокие видео-игры, что виртуальный мир для них реальнее окружающего мира, и они даже о себе говорят как о персонаже из видео-игры, в которую постоянно играют. Эти же дети демонстрировали жестокость по отношению к животным и физическую агрессию по отношению ко всем, даже взрослым! Встречали мои дети и детей, подключившихся к каналам черной магии (!) на интернете. Так что доказывать, что я не придумываю про опасность и вред особо не пришлось.

Значит ли все выше сказанное, что я вообще против использования какой-либо цифровой техники? Конечно, нет! Речь идет о гаджетах, в основном небольших устройствах с маленьким экраном и с выходом в интернет. Также я считаю вредным видео-игры и бездумное сидение в интернете, даже если это на большом экране и с ограничением по времени. Единственное для нас исключение — электронная книгочиталка, использующая особый экран с «электронными чернилами». Эта технология наименее вредна для глаз и приближена к эффекту чтения текста на бумаге. И эта читалка, кроме книг, ничего в себе не имеет, и к интернету мы ее не подключаем. Мы все равно стараемся в основном читать бумажные книги (в основном еще советских изданий), но не всегда получается все достать.

Какой у меня подход?

Компьютер мы используем для:

  1. просмотра фильмов и мультиков, которые я тщательно и заблаговременно отбираю, причем компьютер подключен к большому теле-экрану, который не так вреден, как компьютерный;
  2. просмотра учебных видео время от времени;
  3. сдачи промежуточной аттестации по школьной программе в конце года.

При этом один ребенок увлекается техникой, имеет опыт самостоятельной разборки и сборки компьютера, немного ходил на кружок ремонта компьютеров, сам научился чинить некоторые поломки в смартфонах и чинил для друзей. Был у нас и опыт работы с программами по 3-д моделированию, к чему мы не стремились, но так получилось как часть кружка, где учат создавать свои механизмы. Но 3-д быстро начало втягивать ребенка в «цифровой омут», и мы это дело прекратили. В 11-12 лет это и рано и вредно. Лучше сначала научиться делать технические чертежи на бумаге, чем ребенок тоже занимался. Другой ребенок попробовал радио-связь, что тоже через компьютер. В ограниченном времени это было неплохо. Также младший занимался мультипликацией. В основном традиционной, где персонажи рисовались или делались из бумаги и других подручных материалов, но в конце все записывалось на видео через спец. программу. В таком ракурсе использование техники было очень ограничено и не наносило вреда.

В общем и целом, я считаю, что технику надо осваивать поэтапно, осторожно и осмысленно. Чтобы стать не только ее пользователем, но и повелителем и не лишить ребенка возможности развить воображение. Сначала разобраться в простейшей механике, научиться делать по бумаге и из простых подручных материалов какие-то механизмы, учиться придумывать свое с малых лет, а не составлять все из готовых запчастей. Потом разобраться как устроены и работают компьютеры и в них немного покопаться. И только потом, лет с 13 самое раннее, уже можно подбираться к программированию, если уж так хочется. А вообще, если ребенок не будет прикасаться к компьютеру лет до 16, это не значит, что он потом не сможет стать хоть программистом, хоть инженером. Мое поколение, окончившее школу еще в СССР как раз таки дало миру наибольшее число наиболее талантливых программистов, хотя в школе мы изучали в основном только теорию и общие принципы.

Автор: Мансика, мама детей на семейном образовании

Если статья показалась полезной, ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые публикации об образовании.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Читайте другие статьи:

Советские учебники: список и рекомендации (личный опыт)
👨‍👩‍👧‍👧 ЦСО «Хочу Учиться»27 августа 2022
Семейное образование. Кого мы хотим воспитать на СО?
👨‍👩‍👧‍👧 ЦСО «Хочу Учиться»14 апреля 2021
Музыка и дети: прививать хороший вкус или пускать все на самотек?
👨‍👩‍👧‍👧 ЦСО «Хочу Учиться»15 августа 2022