Найти в Дзене
soullaway soullaway

Старение культуры на примере отечественного кинематографа.

Жизнь любого фильма недолговечна. Каким бы он не был успешным далеко не факт, что через 10 лет кто-то вспомнит о нём. Тем более, если проходит двадцать и более лет. Однако наш культурный код вновь и вновь возвращается к советскому кинематографу. За прошедшие три десятилетия так и не сформировалась какая-то новая культура фильмов. Так и не появился свой почерк у российского кинематографа. Да, можно вспомнить единичные успешные случаи, но это скорее исключения из общей картины. И я не смогу сказать своим детям – вот. Глядите, какой багаж остался от моей юности. Мы на этом росли и взрослели.

Росли мы и взрослели совсем на других фильмах, многие из которых сняты ещё даже до моего рождения. Вот возьмём заглавный кадр. Мои ровесники безошибочно определят же, что это «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Кино вышло на экраны в 1967 году. Тогда мои родители были ещё детьми. И это весьма показательный момент. То есть я смотрел спустя несколько десятилетий то же самое, что и они в своём детстве. А ведь сменилось поколение. Я не говорю о том, что в 80-х годах ничего не было снято хорошего. Снимали и в ту пору толковые фильмы, но вы просто вдумайтесь в то, что Шурик существует с 1967 года и больше полувека не сходит с экранов. Это ли не эталон качества?

Если говорить о 80-х годах, то никак нельзя обойти легендарный фильм «Москва слезам не верит». А ведь и ему получается больше сорока лет уже. Ну и кто его не видел из моих ровесников? Я не веду речь о том, нравится ли он кому-то или нет, но как минимум песня «Александра» самое банальное, то можно напеть при знакомстве с девушкой, у которой такое же имя. Я знаю двух Александр и обе это подтверждали неоднократно. То есть песня из фильма стала частью нашего культурного кода. Да и сам фильм, в общем-то, тоже.

-2

«Бриллиантовая рука» и «Свадьба в Малиновке». «Иван Васильевич меняет профессию» и «Служебный роман». Все эти названия прекрасно известны не только мне, но и широким народным массам. Тут надо ещё заметить, что я не великий знаток кинематографа и точно не обладаю какими-то расширенными познаниями в этой области. Если в музыкальных коллективах я ещё ориентируюсь и могу назвать какие-то экзотические группы, то среди фильмов называю самые банальные. И тут я ничем не отличаюсь от среднестатистического зрителя.

Но вот что я хотел сказать-то. На мой взгляд, это печально, что за годы моей юности не было снято каких-то больших фильмов, которые останутся с нами на десятилетия. Выходит, что мы живём прошлым и эта подсознательная ностальгия объяснима для поколения наших родителей. То есть, нет ничего удивительного в том, что они с удовольствием смотрели «Старые песни о главном» в 90-е годы. Но ведь эти же песни смотрели с упоением и мои ровесники. Получается советская культура как борона прошлась по нашему сознанию и поселила там невиданную помощь той культуры, к которой современная Россия не имеет отношения. И не надо мне говорить о том, что мы наследники и имеем право присваивать себе ту культуру. Если бы мы были наследниками, то приумножили бы её, но где новые «Джентльмены удачи»?

-3

А нет их. Так же как нет таких вещей как «Человек-амфибия» или «Неуловимые мстители». Вот я пишу названия и уверен, что с каждым из этих фильмов у каждого из вас связаны некие воспоминания. Ведь сюда не ходят школьники, зато точно бывают люди, которые могли смотреть какие-то из этих вещей в кинотеатрах. Разве я не прав? Мне кажется прав.

Естественно я не претендую на истину в последней инстанции, но для меня есть очень показательный момент в моей биографии. Я могу рассказать, как в общежитии мы садились смотреть в сотый раз «Служебный роман» с девчонками разных национальностей. Одна была армянкой, другая из Баку, ну и я со своей будущей женой. Представляете, как советский кинематограф объединял людей? А ведь дело происходило в середине нулевых годов. Ну, или могу рассказать историю как с футбольными болельщиками мы садились смотреть фильм «Афоня». С теми болельщиками, которые любят больше то, что происходит вместо футбола. Речь само собой опять же о нулевых годах.

-4

Моё поколение – поколение стариков, живущее до сих пор идеалами прошлого. И мы состарились вместе с нашей культурой. Возможно, мы бы и впитали что-то другое, но нам его никто не дал. И я не уверен, что кто-то даст моим детям. Наша культура состарилась и я подозреваю, что лишь наши дети смогут её поменять. То есть вот те люди, которые ещё учатся в начальной школе или ходят на горшок. Мы же так навсегда и останемся в прошлом. В этом нет ничего плохого, но так уже сложилось.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.