Святоотеческий комментарий
Катехизис свт. Филарета:
«О каком Царстве говорится в молитве Господа?
Во втором прошении молитвы Господа говорится о царствии Божием, т.е. о царстве благодатном, которое, по апостолу, есть праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17).
Пришло ли это Царство?
Царство Божие для одних отчасти пришло, а для других совсем не пришло, поскольку ещё царствует грех в смертном... (их) теле, чтобы... (им) повиноваться ему в похотях его (см. Рим. 6,12)».
Тертуллиан:
«И если осуществление Царства Господнего стоит в связи с волею Божьей и нашим неопределенным состоянием, то, как же иные желают прозябания в веке сем, когда Царство Божье, о пришествии которого мы молимся, направляется к исполнению века? Мы желаем поскорее царствовать, а не подольше рабствовать. И если бы в молитве не было заповедано просить о пришествии Царства, мы сами собой издали бы этот глас, спеша к свершению нашего упования. Вопиют к Господу упрекающие души мучеников под жертвенником: Доколе не мстишь, Господи, за нашу кровь насильникам на земле (Откр. 6,10)?
Ибо отмщение за них, безусловно, стоит в связи с окончанием века. Воистину да придет, как можно скорее, Господи, Царство Твое, чаяние христиан, смятение язычников, ликование ангелов, ради которого мы страдаем».
Свт. Иоанн Златоуст:
«Эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому и не почитает настоящих благ чем-либо великим, но стремится к Отцу и желает будущих благ».
Блаж. Иероним: «Он просит или вообще о царстве, чтобы дьявол перестал царствовать в мире, или просит о том, чтобы Бог царствовал в каждом человеке, и чтобы грех не царствовал в смертном теле людей».
Блаж. Августин: «Хотим мы этого или не хотим, Царство Божие непременно наступит, но мы призваны желать его пришествия, чтобы оно наступило и чтобы мы смогли когда-нибудь в нем царствовать».
Преп. Иоанн Кассиан понимает под «Царством Твоим» царствование Христа «во святых, когда по отъятии власти над нами дьявола и изгнании из сердец наших страстей, Бог начинает господствовать в нас через благоухание добродетелей или то, которое в предопределенное время обещано всем чадам Божиим».
Блаж. Феофилакт: «Да приидет царствие Твое, то есть второе пришествие: ибо человек со спокойною совестью молится о наступлении воскрешения и суда».
Евфимий Зигабен считает, что Царством здесь называется «Второе Пришествие Его, как долженствующее открыться с большой славой. Можно и иначе сказать. Да приидет Царствие Твое, т.е. царствуй над нами Ты, а не дьявол; Ты давай нам советы и повеления, а не он».
Преп. Максим Исповедник: «Царство Бога Отца, также пребывающее сущностным образом, есть Дух Святой. <…> Когда мы после отвержения страстей удостаиваемся говорить: Да приидет царствие Твое, то есть Дух Святой, и когда уже соделались через этот Дух <…> храмами Бога».
Итак, некоторые отцы (например, Тертуллиан, блаж. Августин и блаж. Феофилакт) однозначно понимают это прошение как прошение о приближении второго пришествия. Другие (блаж. Иероним, преп. Иоанн Кассиан, Евфимий Зигабен) наряду с этим считают, что речь идет о царствовании Бога в нашем сердце. Преп. Максим Исповедник толкует его как прошение об очищении нас Духом Святым. В катехизисе свт. Филарета словами ап. Павла говорится о благодатном царстве, которое «есть праведность и мир и радость во Святом Духе». Как же согласовать эти комментарии?
Понятие «Царство Божие»
Прежде всего, попробуем разобраться с понятием «Царство Божие» или «Царство Небесное». Если основным значением слова «царство» в русском языке стало «государство, управляемое царем» (т.е. прежде всего определенное место, территория), то еврейский термин «малькут» означает: во-первых, «господство», «владычество»; во-вторых, «царствование»; и только в третьих, «царство». Более того, на Востоке основным значением этого понятия всегда было: «правящая власть, власть царя».
Следовательно, на библейском языке под Царством Божиим, прежде всего, следует понимать господство, владычество Бога.
В Ветхом Завете идея господства Бога имеет свои особенности. С одной стороны, Господь Бог — Владыка и Творец всей вселенной (см. Ис. 37, 6). С другой стороны, Господь Бог — Царь Израилев (См. Ис. 44,6).
Однако в этом оламе (эпохе или веке) «власть Бога остается ограниченной (она проявляется как власть Божия над Израилем) и скрытой, потому что Израиль находится в рабстве у языческих народов, отвергнувших Царство Божие. Но придет час, когда Израиль будет освобожден, Царство Божие откроется во всем своем великолепии, и весь мир увидит и признает Бога как Царя».
При этом в Ветхом Завете такое окончательное (эсхатологическое) проявление власти Бога всегда выражается в разделении Его власти с праведниками и никогда не говорится о том, что они «войдут в Царство Божие».
В Евангелиях понятие «Царство Божие» часто обретает смысл, на первый взгляд, близкий к нашему пониманию «царства»: можно находиться «недалеко от него» (Мк, 12,34), в него можно «войти» (Мф. 5,20 и др.), оно «уготовано от создания мира» (Мф. 25,34), от него есть «ключи» и его можно «затворять» (Мф. 16,19; 23,13), его можно «наследовать» (Мф. 25,34), в нем можно пить новое вино (см. Мк. 14,25) и т.д. Но следует ли отсюда, что смысл этого понятия изменился, и теперь оно более относится к определенному месту, например, к Небесам? Навряд ли. Иначе как тогда понимать слова Иисуса:
«Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12, 28).
«Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17,20).
Понятие Царства Божия, скорее, связано с определенным состоянием. Когда в первохристианской общине Рима возникли споры относительно того, что можно есть христианину, а что нельзя, ап. Павел написал: «…иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. … Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. … Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. <…> Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (см. Рим. 14, 1-17). Отсюда следует, что Царство Божие — это мирное и радостное состояние, или по выражению преп. Серафима Саровского — состояние человека, «стяжавшего Святого Духа».
И это может относиться не только к отдельному человеку, но и ко всему творению в целом. Ибо, по словам ап. Павла, все творение «стенает и мучится доныне», «с надеждою ожидая откровения сынов Божиих», когда оно «будет освобождено от рабства тлению». Ведь
«и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (см. Рим. 8 19-24).
Наше искупление уже началось, однако полное преображение еще не наступило.
Такое полное преображение христиане связывают с окончательной победой над дьяволом, которое наступит со вторым пришествием.
Здесь мы видим интересную аналогию с ветхозаветным представлением о новом оламе, в котором власть Бога откроется во всей своей полноте. Подобно тому, как по ветхозаветным представлениям в этом веке власть Божия проявляется только над отдельным народом (над Израилем), да и то ограниченно (потому что он находится в плену у языческих народов), по христианским представлениям Царство Божие «отчасти пришло» для отдельных людей в этом веке. Это и есть то Царство Божие, которое «внутри нас», то Царство, которое приходит «неприметным образом». Однако в будущем веке, который наступит со вторым пришествием, власть дьявола будет повержена окончательно, все творение будет преображено, и Царство Божие наступит во всей полноте.
Теперь мы обладаем достаточной информацией, чтобы согласовать святоотеческие комментарии. С одной стороны, в этом прошении можно просить о явлении Царства Божия в силе, т.е. о втором пришествии. Но, с другой стороны, можно просить и о внутреннем очищении, о избавлении от дьявольской воли, заставляющей нас грешить в этом веке. Именно избавление от нее, внутреннее очищение, связанное со стяжанием Святого Духа и составляет цель христианской жизни. Такой человек обретает мирное и радостное состояние, и, по словам преп. Серафима, «тысячи вокруг него спасаются».
#молитваотченаш